Декоративно-прикладное искусство и ремесла: лак, ткачество, фарфор, резьба по камню, кости и дереву

Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считаются лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство, а также резьба по камню, кости и дереву и орнамент.

Применение лаков, полученных из соков лакового дерева – великое открытие древних китайцев наряду с бумагой, порохом и фарфором. Истоки этой практики теряются в глубине веков. По преданию, уже идеальные цари древности пользовались лакированной посудой. Во всяком случае, лаки традиционных черного и красного цветов были известны уже в эпоху Инь. В древности лак ценили в первую очередь за способность предохранять дерево от порчи и влажности. Благодаря добавлению минеральных и растительных красителей появились лаки всех пяти основных цветов: красного, желтого, синего, белого и черного. Уже в ханьскую эпоху китайские мастера использовали лаки в художественных целях. В I в. до н. э. ученый Хуань Гуань отмечал, что лакированные предметы стали инкрустировать золотом, жемчугом или перламутром. Особенно высоко ценились лаковые изделия цвета «носорожьей кожи» на золотой или серебряной основе.

В сунское время лучшие мастера по лакам работали в г. Цзясин провинции Чжэцзян. В последующие столетия больше всего ценились лаковые изделия из Фучжоу и Фуцзяни. Самобытная традиция лакового производства сложилась в Гуанчжоу. В последние столетия превосходные лаковые изделия, особенно резные, создавались в мастерских императорского дворца в Пекине [33. С. 490–491].

По технологии производства и особенностям декорировки лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев. Резьба по лаку, как и каллиграфия, требовала безукоризненной верности руки: малейшая ошибка перечеркивала годы упорного труда. Из резных лаковых вещей больше всего славились работы красного лака из мастерских императорского дворца в Пекине, исполненные с необыкновенной легкостью и свободой. Старинные лаковые изделия Китая очень прочны. Они не портятся, даже если годами лежат в воде, столетиями сохраняют свой первоначальный блеск и т. д. Такие изделия из лака пользовались особой популярностью среди монгольской знати. Поэтому данная технология утвердилась именно в юаньскую эпоху, а главным центром до сих пор остается Пекин. Резной лак представлен преимущественно собственно декоративными изделиями – вазы, предметы роскоши (шкатулки, коробочки для хранения драгоценностей) и женские украшения (бусы, браслеты, кулоны, кольца). Самым примечательным по размерам и сложности декорировки изделием из резного лака является трон цинских императоров.

Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т. е. путем резьбы по лаковым слоям. Но затем образовавшиеся пустоты заполняются другими материалами. Особо ценились в Китае с художественно-эстетической точки зрения изделия с инкрустацией из перламутра и яичной скорлупы. В технике инкрустированного лака тоже могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле. С XVIII в. наблюдается смешение в одном изделии разных техник: например, красный резной лак с инкрустацией или инкрустированный лак, дополненный росписями. Главным центром по изготовлению инкрустированного лака по-прежнему остается южнокитайская провинция Фуцзянь [23. С. 805].

Наряду с лаковым значительное распространение в Китае получило и шелкоткацкое производство. Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам (в частности, супруге Желтого императора), тоже были уже известны, судя по археологическим материалам, неолитическому населению Китая. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. При Тан оно претерпело значительные изменения в связи с заимствованием технологических процессов от тюркоязычных народов, а также поступлением в Китай ранее неизвестных красителей. Многие типы китайских шелков, например атлас и парча, появились именно в VII–VIII вв.

Шелковое производство состоит из трех самостоятельных промыслов: шелководство, получение и обработка нитей и шелкоткачество. Шелководство – разведение гусениц бабочки тутового шелкопряда. Их жизненный цикл длится 40 дней, в течение которых они превращаются в полупрозрачных червей телесного цвета. В зависимости от подбора листьев, скармливаемых гусеницам, получается шелк трех цветов: белого, желтого и бурого.

Витье коконов продолжается в течение 3–4-х дней, после чего они разматываются обычно в горячей воде и в пределах определенного температурного режима. Длина нити, получаемой от одного кокона, колеблется от 350 до 1000 м. Для получения 1 кг шелка-сырца требуется 18 кг коконов, общая длина нити которых составляет 300–900 км.

Обработка шелковых нитей включает в себя две главных операции: подготовку к крашению и крашение. Нити подвергаются выварке, отбелке и – в зависимости от красителя – травлению. Для крашения употребляются красители растительного происхождения, получаемые из трав и растений – местного индиго (синий цвет), плодов гардении (желтый цвет), корня морены и сафлора (красный цвет), желудей китайского дуба (черный цвет), а также минеральные красители.

После крашения начинается процесс собственно ткачества, открывающийся изготовлением основы – туго натянутые горизонтально расположенные нити, через которые затем с помощью челнока пропускаются продольные – уточные – нити. В зависимости от частоты и характера плетения горизонтальных и продольных нитей все шелковые ткани подразделяются на два типа – основные и уточные. Кроме указанного подразделения, для китайских шелков существует еще несколько типологий: по характеру исходных материалов (из шелка-сырца обрабатывается и окрашивается уже готовая ткань); по толщине нитей и их средней плотности; по типу орнаментации и цветовой гамме – гладкие (газ, репс, тафта, атлас, бархат), узорные (с узорами образованными сменой переплетений – упорный газ, камчатые ткани), полихромные (многоцветные) с мелкоузорным, крупноузорным, тканым и рельефным узорами. К последней разновидности китайских шелков относится знаменитый «резаный шелк» (кэ сы) – ткань, выполненная в технике, близкой к европейским гобеленам [22. С. 367–369].

Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в XV–XVIII вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.

Такого же высокого уровня развития в Китае достигает и фарфоровое производство. Слово «фарфор» – персидского происхождения и означает на языке фарси «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор являлся не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина» (термин происходит от топонима Гаолин, досл. «высокий холм» – название местности в провинции Цзянси, где и находились основные залежи таких глин). Собственно фарфор появился в Китае только в VII в.

Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1) приготовление теста: глина тщательно промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов, но взятых в иной пропорции, приготавливается и глазурь. 2) Формирование черепка (т. е. самого изделия). 3) Сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов. 4) Глазурование и роспись. Последовательность этих операций может меняться. Глазури могут быть прозрачными, белыми и цветными. По мере развития технологии изготовления фарфора количество оттенков глазури неуклонно возрастало, достигнув наибольшего разнообразия в цинскую эпоху. Краски делались на основе тугоплавких металлов, в первую очередь кобальта, дающего всю гамму синих цветов. Наиболее ранние образцы китайского фарфора с кобальтовой росписью относятся еще к танскому времени, но это была экспортная продукция. Такая художественная разновидность фарфора утверждается в китайском фарфоровом производстве уже в юаньскую эпоху.

Для надглазурной росписи используются эмалевые краски, которые были изобретены в XV в. и требуют повторного обжига изделия при низких температурах. Они делаются на основе минералов, например содержащих медь и марганец, которые дают желтые, коричневые, зеленые и пурпурные цвета.

Кроме росписи, фарфор может декорироваться рельефными орнаментами, включающими в себя гравировку, перфорацию и собственно рельеф (налепные орнамент и детали изделия).

В танскую эпоху изготавливались преимущественно монохромные фарфоровые изделия – покрытые белой глазурью. При Сун существовало несколько центров фарфорового производства где изготовлялся белый фарфор, фарфор с голубой и голубо-фиолетовой глазурями. Ориентировочно в Х в. обозначилась работа мастерских уезда Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси), где впоследствии и были сосредоточены все казенные мастерские, поставлявшие фарфор к императорскому двору, и частные производства. На протяжении минской, цинской эпох и в современном Китае цзиндэчжэневский фарфор считается эталонным для всего фарфорового производства.

В дальнейшем фарфоровое производство развивалось по пути усложнения декорировки изделий через увеличение цветовой гаммы («трехцветный» и «пятицветный» фарфор) и эволюции росписей. На рубеже XV–XVI вв. наметилась тенденция к заполнению узором всей поверхности сосуда и к измельчению и усложнению орнамента, могущего теперь соединять в себе разнообразные – геометрические, растительные, животные мотивы. Особого богатства и разнообразия декорировки фарфор достигает в цинскую эпоху. Наиболее известными художественными стилями цинского фарфора являются так называемые «зеленое» и «розовое семейство». «Зеленое семейство» – изделия с оживленной цветовой гаммой, включая красные, желтые, лиловые и черные тона, господствующее положение среди которых занимает зеленый цвет различных оттенков, «Розовое семейство» – роспись с употреблением специфической розовой краски, изготавливаемой на основе коллоидного золота. Такая краска была заимствована из европейского прикладного искусства. Расцвет фарфора в гамме «зеленого семейства» приходится на первую треть XVIII в., после чего наблюдается рост популярности фарфора в гамме «розового семейства».

Одновременно в XVII–XVIII вв. происходит возрождение традиций монохромного фарфора. Это, например, фарфор с «лунной» глазурью, которая считается одним из красивейших видов цинской керамики; «бычья кровь» – изделия, покрытые глазурью темно-красного цвета.

Кроме посуды, декоративных предметов и миниатюрной пластики, китайский фарфор, как и лак, представлен различными типами и категориями других и значительно более масштабных изделий. Из фарфора изготовлялись предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности (бочкообразные изголовья, служившие китайцам подушками), архитектурные детали. В Нанкине была изготовлена натуральная фарфоровая пагода (разрушенная во время Тайпинского восстания), а в Пекине, в императорской резиденции имелась ладья-павильон, сделанная из фарфора [22. С. 370–375; 23. С. 706 –718].

Декоративно-прикладное искусство Китая, представлено и такой его разновидностью, как резьба по камню, кости и дереву. Изделия китайских резчиков по этим материалам пользуются заслуженной славой во всем мире.

Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение яшме – воплощению творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. Еще в инскую эпоху из яшмы делали ритуальные топоры, алебарды, различные служебные регалии, украшения и даже человеческие маски. Позднее появились яшмовые подвески, издававшие при движении мелодичный звон (эта деталь парадной одежды древнекитайской знати была отменена Цинь Шихуанди).

В эпоху древних империй возникает и собственно художественная резьба по яшме. Правда, это искусство долгое время остается тесно связанным с религиозными верованиями. Мелкая пластика того времени представлена в основном фигурками мифических животных – драконов, фениксов, черепах, единорогов, пары рыбок, тигров, слонов и т. д. Яшма широко применялась для производства украшений, декоративной отделки оружия и даже музыкальных инструментов. Лошадь из нефрита стала традиционным символом благого правления. Кроме того, только император мог пользоваться предметами из белой яшмы, или «яшмы как бараний жир» – самой красивой и ценной.

В последующие столетия яшма стала служить материалом для самых разных предметов личного и домашнего обихода, от настольных экранов и пейзажных композиций до кубков и статуэток богов. Почитание яшмы в Китае объясняется еще и тем обстоятельством, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Хорошим резчиком по яшме мог стать только человек сильной воли и доброй души. Изготовление скульптурной композиции из яшмы требовало длительного времени, нередко многих лет.

С древности высокого мастерства достигли в Китае и резчики по слоновой кости, их работа по ценности уступала лишь резьбе по яшме. Китайская традиция резьбы по кости уходит корнями в эпоху неолита, когда на равнине Хуанхэ, покрытой субтропическими лесами, водились слоны. Древние китайские резчики были знакомы также с моржовыми клыками, прозванными «рыбной костью», и с носорожьими рогами.

Со времен иньского царства изделия из слоновой кости использовались для украшения колесниц, мебели и других предметов домашнего обихода. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши, декоративные решетки и даже некое подобие спальных матрацев. Позднее слоновая кость оказалась очень удобным материалом для изготовления статуэток божеств, святых подвижников и прочих персонажей. Из слоновой кости вырезали также фигурку обнаженной женщины, которой пользовались китайские лекари.

Своего расцвета искусство резьбы по кости достигло с минской династии, когда китайская скульптура приобрела явно выраженный декоративный характер. От того времени до нас дошло множество превосходных изделий, среди которых встречаются не только традиционные божества, но и оригинальные человеческие фигурки ученых, крестьян, воинов, рыбаков. Одновременно значительно расширился и ассортимент предметов из слоновой кости. Теперь он включал в себя также всевозможные шкатулки, рамки для картин, подносы, фигуры для игры в шашки и шахматы, курительные трубки и пр. Готовое изделие обязательно полировали. Особенно славились своим мастерством резчики из Гуанчжоу. Именно гуанчжоусские мастера умели вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров – работа, требовавшая безупречной точности руки и огромного терпения. При этом китайские мастера обходились самым примитивным, не изменившимся с древности набором инструментов: пилка, резец, скребок, абразивная пыль, протирочная ткань. Лучшие изделия китайских резчиков производят редкое впечатление безупречного совершенства формы, почти не оставляющего места для игры воображения.

Самой распространенной, демократичной и вместе с тем самой совершенной в художественном отношении разновидностью искусства китайских резчиков была резьба по дереву – материалу столь же доступному, сколь и податливому. От древних времен до нас дошли отдельные, еще довольно грубо сделанные деревянные фигурки людей, мифических и домашних животных – например, буйволов, везущих телегу. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Формы этого искусства чрезвычайно разнообразны: они включают себя как отдельные статуэтки и декоративные предметы, так и целые композиции, служившие архитектурными украшениями. Свои сюжеты и стилистические приемы мастера деревянной мелкой пластики черпали из общего арсенала художественной традиции. Так, темами их работ являлись сцены из древней жизни, божества и святые, плоды и животные, не исключая обитателей морского царства и даже насекомых, пейзажи, модели судов и повозок, всевозможные деревянные коробочки и шкатулки, украшенные резным орнаментом из цветов или благожелательных символов.

Наиболее искусные резчики по дереву использовали для своей работы ствол и корень бамбука. С минской эпохи наибольшей известностью пользовались две школы художественной резьбы по бамбуку: Нанкинская, изделия которой отличались благородной округлостью форм и матовым блеском, и Цзядинская, где мастерство резчика заключалось в умении модулировать градации тона, меняя глубину рельефа.

В быту были распространены резные деревянные экраны, резные спинки кроватей, всевозможные подставки и проч. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома, в частности, в потолочных перекрытиях, и для украшения различных ритуальных предметов. Так, например, в г. Нинбо провинции Чжецзян сохранился богато украшенный резьбой свадебный паланкин: декор паланкина включает в себя изображения 20 пар фениксов, 36 драконов, 54 журавлей, 124 плодов хурмы, 250 мифологических персонажей и пр. С эпохи Сун в области Чаочжоу (пров. Гуандун) сложилась и впоследствии распространилась по всему Южному Китаю самобытная традиция архитектурных украшений в виде плоскостных декоративных композиций, где фигуры покрыты позолотой. Такие композиции обычно служили оконными решетками, украшали фронтоны зданий, составляли резные дверцы шкафов или стенки коробок с ритуальными подарками. Если у рельефных изображений был сплошной фон, последний обычно покрывали черным или красным лаком. Из резных композиций Чаочжоуской школы широко известны изображения крабов в корзине, производящие все тот же эффект взаимного проникновения пластической формы и пустоты.

Еще одна область применения резьбы по дереву – маски для народных театральных представлений и игрищ. Такие маски были особенно распространены в юго-западных областях Китая. Они представляли различных богов, персонажей народных сказаний или классического театра, а также разного рода сказочных существ: свиньи, буйвола, дракона, тигра, рыбы [33. С. 485–490].

Таким образом, декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, камню, кости и дереву, миниатюрная пластика, выполненная в любых материалах, – все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru