История и теория китайского музыкального искусства

Музыкальная культура Китая – одна из древнейших в мире. Ее истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко развитым уже во II тыс. до н. э.

В текстах XI–VI вв. до н. э. слово «юэ» (музыка) выражало широкое понятие, включающее поэзию, танцы, изобразительное искусство. Таким образом, музыка с древности была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека.

Для древних китайцев музыка была самым непосредственным и полным выражением не только гармонии мировых стихий, но и высокой миссии человека восполнять, приводить к завершению «работу Небес». Музыкальное искусство воспринималось не просто как подражание природе, но и прежде всего как могущественное средство воздействия на природный мир, и более того, – нравственного воспитания народа. Древнекитайские книги изобилуют рассказами о музыкантах, которые могли своим искусством вызывать ураганы и грозы, ускорять созревание посевов, изменять настроение слушателей и т. д. Музыка была частью календаря царских ритуалов и земледельческих работ в империи. Соблюдение правильной музыкальной гармонии считалось делом большой государственной важности, и за этим постоянно следили специально назначенные придворные церемониймейстеры. Мудрым царям древности китайцы приписывали изобретение музыкальных жанров, воплощавших различные аспекты праведного Пути. Так, Желтый Владыка создал музыку, выражавшую «всеобщее благоденствие», Яо – музыку, способствовавшую росту всего живого, Шунь – музыку, представлявшую «всеобщее согласие» и т. д. Конфуций же считал музыку внутренним образом ритуала, началом духовного совершенствования. Согласно Конфуцию, ритуал устанавливает различия между людьми, музыка людей соединяет [6. С. 924–925].

Теория музыки в Китае развивалась на основе представлений о резонансах и созвучиях, свойственных полю мировой энергии (ци). Китайцев нисколько не удивляло то обстоятельство, что разные музыкальные инструменты и даже обыкновенные предметы могли откликаться на звук определенной высоты, ибо теория резонанса была органической частью учения о всепроникающих токах «жизненной энергии». Более того, поскольку для китайцев мудрость сводилась к способности воспринимать тончайшие колебания ци, считалось, что правильное звучание музыкальных инструментов или, как говорили, «чистый звук» очищает слух и зрение, позволяя постичь сокровенное и недоступное восприятию обыкновенных людей. По преданию, Конфуций, разучивая одну старинную мелодию, смог под конец воочию представить себе ее создателя – основоположника чжоуского царства Вэнь-вана. Знаменитому музыканту древности Боя приписывалась способность посредством игры передавать слушателям не только свои чувства, но и образы, возникавшие в его воображении. С представлением о музыке как воплощении духовной энергии связана и распространенная в древнем Китае практика гадания об исходе предстоящей битвы по звучанию бамбуковой дудки. Вслушиваясь в звуки своей дудки, гадатель определял состояние «жизненной энергии» неприятельского войска и предсказывал результат сражения или даже целой военной кампании.

С глубокой древности в китайской музыке были приняты пять основных нот: гун, шан, цзяо, чжи и юи. Они примерно соответствовали западным нотам до, ре, ми, соль и ля. Разумеется, пять нот имели множество соответствий в рамках теории пяти мировых фаз (сезоны года, стороны света, моральные качества, цвета, вкусовые ощущения и т. д.). Имелись у них свои корреляты и в обществе: нота гун символизировала правителя, шан – чиновников, цзяо – простолюдинов, чжи – дела правления, а юй – животное, растительное и минеральное царства. Считалось, что низкие ноты – благородные, а высокие – вульгарные. По-видимому пять нот вели свое происхождение от различных групп музыкальных инструментов в древних оркестрах. Младшему брату первого джоуского царя, образцовому советнику Чжоу-гуну, приписывается изобретение двух дополнительных нот, которые вместе с пятью классическими составили семитональную гамму китайской музыки. В эпоху Средневековья тональная структура музыки значительно усложнилась. С древности в Китае была принята и особая система нотной записи при помощи обычных иероглифов.

Точное воспроизведение «древнего звучания» доставляло знатокам музыки, с их приверженностью к древним образцам, немало хлопот. Найти точные критерии для определения характеристик звука в древности было крайне затруднительно. Обычно для этой цели отливали специальные музыкальные колокола, но здесь знатокам гармонии приходилось надеяться больше на случай. Уже к середине I тыс. до н. э. ритуальная музыка Чжоу была почти забыта. Даже Конфуций, великий знаток музыки, впервые услышал многие древние мелодии при дворе царства Ци и был так восхищен ими, что «три месяца не замечал вкуса мяса». Между тем спустя столетие после Конфуция правитель царства Вэй перед исполнением древней музыки опасался, что заснет во время представления. В то время гораздо большей популярностью пользовалась новая «музыка царства Чжэн», которую конфуцианские моралисты считали «развратной» из-за более быстрого ритма и главным образом из-за того, что в сопровождавших ее танцах участвовали одновременно мужчины и женщины.

Высота тона в классической музыке определялась вполне оригинальным, не имеющим аналога на Западе звукорядом из двенадцати ступеней, шесть из которых соотносились с инь и шесть – с ян, причем иньские тоны считались как бы промежуточными ступенями между янскими тонами. Первоначально высота тонов определялась длиной шелковой струны. Разделение тонов на иньские и янские изобрел, по преданию, древний музыкант Лун Линь после того, как услышал пение самцов и самок фениксов. В древности двенадцать тонов соответствовали звучанию двенадцати колоколов, которые имели свои имена и наделялись магическими свойствами. Первенствующая роль среди них отводилась тону «Желтого колокола», воплощавшего, как считалось, звучание державной власти. Существовала даже классификация 12 видов звуков, издаваемых колоколами: звуки исходящие из верхней части, именовались «раскатистыми», из средней части – «медленными», из нижней части – «плывущими», из выпуклых частей – «рассеивающимися», из вогнутых – «сходящимися» и т. д.

Числовые значения ступеней рассчитывались путем первоочередного умножения исходной величины тона на 3/2 и 4/3. Комбинации пяти и семи нот с двенадцатью тонами давали соответственно 60 и 84 тональности, которые и составили композиционную основу китайской музыки. Как отмечал во II в. ученый Цай Юн, «определяя высоту звучания колоколов, древние полагались на слух; достигнув пределов слуха, они обратились к числам и так сумели сделать свои вычисления точными. Если данные в измерениях правильны, то и ноты будут звучать правильно». Между тем древние хроники сообщают, что в конце правления Чжоу секрет правильной настройки колоколов был утерян. Высоту тона с тех пор сверяли по звучанию бамбуковых труб, длину которых определяли путем вычислений. Существовала даже древняя легенда о музыканте Лин Луне, который был послан Желтым Владыкой на поиски подходящего материала для музыкальных бамбуковых трубок в западные края, где Лин Лунь нашел совершенно ровный бамбук, издававший чистейшее звучание ноты гун. На протяжении многих столетий в императорском дворце сооружали специальное здание с двойными стенами, внутри которого находилось изолированное помещение, где стены были обиты войлоком. В этой комнате были врыты в пол двенадцать бамбуковых трубок, служивших эталонами музыкальных тонов. Трубки располагались по кругу соответственно сторонам света, а отверстия их были закрыты комочками бамбукового пепла. Считалось, что с наступлением очередного календарного месяца энергия, поднимавшаяся из земли, выдувала пепел соответствующей трубки. Главной целью придворных музыкантов было определение «срединного звучания» – средоточия вселенской гармонии и истока державной власти, которое традиционно соотносилось с зимним солнцестоянием. В VIII в. ученый Сыма Тао предложил метод определения высоты тона по звучанию глиняных кувшинов, в которых до определенного уровня наливали воду [9. С. 435–438; 15. С. 159].

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru