Музыкальные инструменты и жанры

Уже в Древнем Китае были выделены отдельные классы музыкальных инструментов, различавшихся по материалу и звучанию. Четыре основных класса инструментов включали в себя: звенящие (колокола и каменные пластины), струнные, духовые и ударные (барабаны). В некоторых книгах первый класс инструментов разделяется на инструменты металлические и каменные, причем те и другие должны были звучать в унисон. Так, четыре вида инструментов соотносились с четырьмя временами года, сторонами света и прочими явлениями в рамках концепции пяти фаз мирового круговорота. Барабан соответствовал зимнему солнцестоянию (рождению ян в недрах инь), а на войне возвещал о наступлении. Весне – времени цветения – соответствовали инструменты из бамбука – растения очень жизнестойкого. Инструменты с шелковыми струнами соответствовали лету – времени появления шелковых коконов. Наконец, осени соответствовали инструменты из металла, – застывшей жидкости – которые на войне оповещали об отступлении. Кроме того, барабаны традиционно символизировали Небо, колокола и гонги – Землю, каменные инструменты – воду, духовые – небесные светила.

Самая полная классификация инструментов включала в себя восемь видов «источников звука»: камень, металл, шелк (струнные инструменты), бамбук, дерево, кожа, глина и тыква. Эта классификация была частью восьмичастотной классификационной системы, которая содержится в «Книге Перемен», и охватывала также различные эмоциональные состояния человека. Согласно древнему трактату «Записки о музыке», звон каменных пластин должен был навевать благородному мужу «глубокие думы», звучание цитр и гуслей – «возвышенную волю», звуки бамбуковых дудок – «радушие и милосердие», бой барабанов – «бодрость и отвагу».

Сцены повседневной жизни, изображенные на стенах древних погребений, свидетельствуют о том, что в древнем Китае существовали большие оркестры, где инструменты располагались в соответствии с их классом. На одном из таких изображений II в. н. э. можно выделить 17 музыкантов, сидящих двумя группами. Оркестранты нижней группы располагаются на трех циновках. На переднем плане – пять девушек, крайняя из которых держит палочку и, вероятно, дирижирует; остальные держат перед собой небольшие круглые барабаны. На следующей циновке – пять мужчин, играющих на флейтах и глиняных окаринах. На третьей циновке – четверо музыкантов: один из них играет на гуслях, остальные – на духовых инструментах. Верхняя группа музыкантов играет на барабанах и каменных пластинах.

Некоторые классы древних инструментов со временем исчезли или почти вышли из употребления. Остальные сохранились до наших дней и притом в значительно расширенном составе. Рассмотрим подробнее важнейшие из них.

Ударные. Этот класс инструментов имел в китайской музыке значительно большее значение, чем на Западе. Особенно важная роль в нем отводилась колоколам и каменным пластинам, которые в древних концертах начинали звучать первыми, как бы задавая тон всему исполнению. Полный состав древнекитайского оркестра включал в себя 12 и более колоколов разного размера. В погребении одного удельного правителя эпохи Борющихся Царств был обнаружен набор из 64 колоколов. Все колокола подвешивались на специальных рамах высотой до метра и длиной почти 2,5 м; звук из них извлекали посредством длинного деревянного молоточка. Позднее число колоколов в оркестре намного сократилось, и на одну раму вешали не более двух колоколов.

Один из самых оригинальных музыкальных инструментов древнего Китая – каменные пластины (литофоны). Последние обычно имели трехугольную или полукруглую форму, достигая 50 см в длину и ширину. В древности литофоны вешали на одной раме с колоколами. Уже в ханьскую эпоху музыкальные пластины стали анахронизмом и использовались лишь в ритуальной дворцовой музыке. Но в качестве музыкального курьеза они сохранились в составе классического оркестра.

Наряду с колоколами и музыкальными пластинами в древнем Китае сложилось обширное семейство барабанов. Существовали большие барабаны, закреплявшиеся на специальных подставках; их украшали лентами и перьями, нередко устанавливали в центре оркестра, а звук из них извлекали с помощью двух бит. Такие барабаны стояли у чиновничьих управ: ударами в них оповещали о прибытии важных лиц, а в ночное время отбивали часы. Большие переносные барабаны, издававшие громкий звук, были непременным атрибутом китайских праздников, особенно Нового года. Существовали круглые плоские барабаны, по которым били пальцами, палочками или даже ногами. Имелись, наконец, маленькие плоские барабанчики с рукояткой и двумя шариками на шнурках; когда музыкант тряс такой барабан, о него ударялись подвешенные к нему шарики.

Струнные. Классические струнные инструменты – это так называемые сэ, или гусли, и цинь, или цитра (нередко именуемая в западной литературе лютней). Именно гусли стали любимым инструментом ученых людей древнего Китая, поскольку они наиболее подходили для сольного исполнения и обладали большими выразительными возможностями. Сам Конфуций был страстным любителем игры на гуслях. Древние гусли имели пять, а впоследствии семь шелковых струн одинаковой длины, которые различались по толщине и степени натяжения. Резонатор гуслей представлял собой прямоугольную доску длиной от 100 до 170 и шириной около 40 см; струны крепились посредством четырех колодок и отверстий в резонаторе. В нижнюю часть резонатора вставлялась дощечка толщиной около 1 см. Музыкант играл на гуслях, сидя перед ними на коленях и перебирая струны указательными пальцами.

По преданию, легендарный основатель китайской цивилизации Фу Си впервые изготовил цитру длиной три локтя и шесть с шестью десятыми вершков, что символизирует 360 дней китайского календарного года, а шесть десятых вершка – шесть видов мировой энергии. У инструмента был квадратный низ, символизировавший Землю, и округлый верх – символ Неба. Цитра имела пять струн, символизировавших пять мировых стихий, большую голову, символизировавшую правителя, и тонкую шею, символизировавшую народ. Звук больших струн обозначал голос правителя, а звук малых – народа. Прекрасная музыка могла родиться, лишь если большие и малые струны находились в полной гармонии.

Китайские струнные инструменты являются щипковыми; музыкант пальцами правой руки захватывал струны, а левой одновременно зажимал их, добиваясь нужного натяжения струн. Традиционно школа игры на цитре включала в себя набор из 82 приемов-аккордов, носивших, как принято в китайском искусстве, откровенно метафорические и притом содержащие литературные аллюзии названия: «дракон парит в небесах», «черепаха выходит из реки» и т. д. Китайские знатоки музыки наделяют звучание цитры всеми мыслимыми положительными качествами: «чистотой звучания», «гармоничностью», «твердостью», «изяществом» и т. д. Звуки цитры служили прообразом верховного единства и согласия, поэтому атрибутом богов часто выступала цитра с одной струной, а китайские поэты мечтали о «цитре, не имеющей струн», и, следовательно, воплощавшей звучание «небесной музыки».

С начала н. э. в Китае появился новый щипковый инструмент, который был заимствован у западных народов и назывался пипа. Примерно в то же время китайцам стал известен еще один «варварский» инструмент, широко распространенный тогда на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Речь идет о некоем подобии арфы, в которой струны натягивались на изогнутую раму. В Китае этот инструмент получил название кунхоу и вместе с пипа приобрел большую популярность: игре на нем было принято обучать девочек.

Духовые. Духовые инструменты, по-видимому, появились в Китае прежде других. На территории провинции Чжэцзян были найдены два вида свитков эпохи неолита, изготовленных около 7 тыс. лет тому назад. Среди них имеются костяные дудочки с одним, двумя или тремя отверстиями и глиняная свистулька в форме яйца. В классическом китайском оркестре мы встречаем духовые инструменты гораздо более сложной конструкции – например, флейту Пана (имевшую обычно 12 трубок). Но в Китае с древности имелись и очень самобытные духовые инструменты, которые назывались юи и шэн. Они состояли из воздушного резервуара и нескольких трубок разной длины, в нижней части которых находился язычок, позволявший извлекать звук. В древности резервуар этих инструментов делали из тыквы, отчего их относили к категории «тыквенных». Впоследствии тыкву заменило дерево. Судя по находкам в погребениях ханьской эпохи, юи имел 22 бамбуковые трубки длиной от 14 до 78 см. Трубки располагались в два ряда, и самые длинные находились посередине. Шэн имел такую же конструкцию, но значительно меньшие размеры. Имелись в Китае и иноземные духовые инструменты – например, поперечная флейта ди, которую древние китайцы переняли у тибетских народов.

Смычковые. Этот вид инструментов появился сравнительно поздно – не ранее XIII в. – и был заимствован китайцами у соседних народов. Наиболее популярные из них именовались эрху и сыху. Эти термины восходят к монгольскому слову моренхур, «конский хур», как называли монголы свой любимый музыкальный инструмент, отдаленно напоминавший скрипку с грифом в виде конской головы. Звук из хура извлекался при помощи смычка, имевшего форму лука с тетивой из конского волоса. В Китае эта монгольская скрипка породила несколько очень похожих инструментов (гаоху, баньху, саньсянь и др.), которые снискали симпатии простого люда и заняли одно из ведущих мест в оркестре классической китайской оперы.

Рассмотрев важнейшие национальные и заимствованные музыкальные инструменты китайского народа, остановимся на характеристике музыкальных жанров. С незапамятных времен музыка в Китае была обязательной частью религиозных и светских ритуалов. Именно эта церемониальная музыка получила в конфуцианской традиции эпитет «изящная» и считалась среди ученых верхов эталонной. Эта же музыка была, разумеется, и наиболее анахроничной и трудной для восприятия. В древности исполнение ритуальной музыки в храме предков сопровождалось песнопениями и танцами воинов, державших в руках оружие и фазаньи перья. Танцы делились на две категории – «военные» и «гражданские» – и в целом отличались медленным темпом и сдержанными движениями: танцоры неспешно поворачивались и кланялись друг другу. Их жесты символизировали духовную углубленность участников церемонии. Эти древние танцы еще и сегодня исполняются в качестве увеселения для туристов в храмах Конфуция в годовщину рождения первого мудреца Китая.

Особые традиции ритуальной музыки сложились в даосизме и буддизме. До настоящего времени по всему Китаю сохранилась (неодинаковая в разных областях) особая погребальная музыка, имеющая очень древние корни. Чаще всего похоронный оркестр состоит из барабана, гонга и длинной дудки. Существовала и свадебная музыка, в древности исполнявшаяся на цитре или гуслях.

Камерная музыка была частью «изящного быта» ученых людей и отражала их духовные ценности и жизнепонимание. Игра на цитре, в частности, была чуть ли не наилучшим средством достижения «безмолвного понимания», столь любезного сердцу китайских книжников. Их любимым героем был знаменитый музыкант Боя, который разбил свою цитру после того, как умер его друг и в мире не осталось людей, способных понять его душу. Виртуозность же исполнительской техники навлекала, скорее, подозрение в склонности к низкому ремесленничеству. В Средневековье, с развитием городской культуры, сложились и разные жанры популярных лирических песен, исполнявшихся во время пиров и разных дружеских собраний.

Музыка, бытовавшая в простонародье, исполнялась главным образом в связи с разного рода празднествами – календарными или храмовыми. В крестьянском быту она была тесно связана с танцами и песенным творчеством. Мелодии народных песен столь же просты и наивны, как и их содержание; в них сильны комические, а нередко и гротескные мотивы. Наконец, музыка была важнейшей частью театральных представлений; где она выступала чаще всего в качестве аккомпанемента пения и движений актеров. Со временем театральная музыка приобрела особую стилистику, но вместе с тем отразила и некоторые общие принципы китайской культуры – например, деление музыкальных форм на «гражданские» и «военные» [6. С. 941–951; 9. С. 438–442].

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru