Театр кукол и теней

Наряду драмой в Китае сложилась самобытная традиция кукольного театра. Истоки ее следует искать в древнем обычае хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших известиях о кукольных представлениях еще угадывается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол, и при этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некоей красивой куклой, которую один древний полководец послал в дар своему сопернику.

В источниках VI в. есть сообщение о том, что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигалось по кругу, отдавая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу «лысый Го». Представления кукол, и в частности кукол-марионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается полноценный кукольный театр, который получает название «малыи цзацзюи». В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзацзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно, элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Срединной Империи сказочные сокровища, и т. д. «Много вымысла, мало правды», – отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей «лысый Го», к которому теперь добавился его постоянный партнер – «почтенный Бао», выполнявший, по-видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни, к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием «лысого Го». Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.

В эпоху Сун были известны «плавающие куклы» – потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались на специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде «превращения рыбы в дракона» и т. п. Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре «телесных кукол» играли люди, согласно другой – так называемые перчаточные куклы. Есть сообщения о куклах, приводившихся в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили развитие три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр – главным образом перчаточных кукол – пользовался в Фуцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп.

Культурная и социальная значимость кукольного театра видна на примере театра марионеток – одного из самых распространенных кукольных зрелищ. Во многих районах Китая этот жанр кукольных представлений служил религиозным целям: их исполняли в качестве очистительного обряда, а также на свадьбах, чтобы обеспечить счастье молодых супругов. В Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 36 голов и 72 тел, что символизировало весь сонм божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворением богов, и перед спектаклем им приносились жертвы. На подобные магические зрелища зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые духи войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед выступлением обычной актерской труппы. Вообще же, в китайской культуре существовала органическая и очевидная связь между куклами в театре, гигантскими фигурами чиновников и богов в праздничных процессиях и статуями божеств в храмах. Кукольные представления при храмах давались часто, причем те из них, которые посвящались богиням, могли предназначаться специально для женщин.

Перчаточные куклы чаще всего были принадлежностью «театра на коромысле», который был устроен очень просто: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к ее нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управлявшиеся всеми пятью пальцами, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.

К началу II тысячелетия относятся первые известия о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника – популярных исторических сказаний и народных легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи (бараньей, ослиной или, как Фуцзяни, – обезьяньей), а в редких случаях – из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было называть цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сего времени в Китае существует множество локальных форм теневого театра [12. С. 509–511].

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru