Зарождение цивилизации

Китай — одно из мест на земном шаре, где раньше всего появился человек и сложи­лась человеческая общность. На его территории найдены памятники, соответствующие всем ста­диям развития первобытного общества.

Памятники эпохи палеолита найдены в широ­ком ареале, в 200 с лишним местах. Наиболее древним человеком, проживавшим в пределах Ки­тая,, был юаньмоуский человек (пров. Юньнань), живший 1,7 миллиона лет назад. В 1929 г. близ Пекина был обнаружен окаменелый череп пите­кантропа, получившего название «пекинский си­нантроп». Эта находка всколыхнула ученый мир. Пекинский синантроп обитал 200—700 тысяч

Найденный

на стоянке Баньпо

(г. Сиань

проб. Шэньси)

цветной

керамический

сосуд

с орнаментом (4800-4300 гг. до н. э.)

лет назад, вел пещерно-общинный образ жизни., умел пользоваться огнем и грубо обработанными каменными орудиями, причем огонь тщательно сохранялся. Источниками пропитания были сбор дикорастущих плодов и охота. В пещере Чжоуко — удянь обнаружены 4 большие зольные кучи, под пеплом находились растрескавшиеся от огня кам­ни и кости животных.

8000 лет назад человеческая общность на территории Китая вступила в эпоху неолита. Люди научились изготовлять гладко отполированные каменные орудия, разводить злаковые и одомаш­ненных животных. Благодаря этому их рацион обогатился злаками и мясом домашних животных. Развитие сельскохозяйственного производства стало возможным с переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Ему способствовали также бла­гоприятные климатические и почвенные условия на обширных просторах Китая. Главными районами сельскохозяйственного производства постепенно становятся бассейн Хуанхэ и бассейн Янцзы, в бас­сейне Хуанхэ выращивали главным образом просо и чумизу, а в бассейне Янцзы — рис. Кроме того, на севере Китая, в бассейне реки Аяохэ и в Южном

Китае были обнаружены свидетельства сельско­хозяйственного производства, отстоящие от нас на 7 тысяч лет.

В начальной стадии неолита господствовала система матриархата. Родовой строй того вре­мени наиболее полно представлен Яншаоской культурой (по названию деревни Яншао уезда Мяньчи пров. Хэнань, где были найдены первые памятники указанной культуры), датируемой 5000— 3000 гг. до н. э. К Яншаоской культуре от­носится также стоянка древнего человека в Бань- по, г. Сиань пров. Шэньси. Как свидетельствуют

Цветные керамические сосуды, обнаруженные на стоянке Манцзяо 6 уезде Аиньчжао проб. Ганьсу (3300—2900 гг. до н. э.)

Атрибут религиозной власти — четырехгранная яшма с круглым отверстием,, найденная на стоянке Аянчжу в уезде Юйхан пров. Чжэцзян (3300—2200 гг. до н. э.)

раскопкиу люди того времени умели строить гли­няные хижины и вели оседлый образ жизни, при­чем фомировалисъ целые поселения. Неподалеку от селения было кладбище и место обжига кера­мической утвари. Керамическая посуда использо­валась для приготовления и хранения пищи. Из­готавливались также керамические ножи. В одном из найденных, керамических, сосудов находились семена, напоминающие семена капусты или гор­чицы. Все предметы окрашены в красный цвет, по­верх. которого черной или коричневой краской на­несен орнамент в виде человеческого лица или рыбообразного узора. Поэтому баньпоскую кера­мику называют также «красной керамикой». Кро­ме того, в Баньпо были обнаружены детали при­митивного ткацкого станка, что говорит о том, что в ту далекую эпоху люди уже умели произво­дить ткани из растительных волокон.

К неолиту относятся также памятники Хэмуду с — кой культуры (5—4 тысячелетие до н. э.), обнару­женные в местечке Хэмуду пров. Чжэцзян, в бассейне нижнего течения Янцзы. Среди памятников имеют­ся керамические блюдо, тазик, кувшин. Почти все предметы черного цвета, почему за хэмудуской ке — рамикойукрепилось также название «черной керами­ки». Помимо керамических были найдены также многочисленные предметы из камня, кости и дерева; детали ткацкого станка, куски грубой ткани из рас­тительных волокон, деревянные пиалы, покрытые лаком, изделия из слоновой кости. Эти находки сви­детельствуют об определенном уровне ручных ре­месел. Особый интересу археологов вызвали остат­ки строений, в том числе деревянной галереи, опира­ющейся на столбы, и колодец, выложенный деревян­ными плахами. Обнаружены были также рисовые зерна} явно выращенные человеком, кости домашних животных: свиньи, собаки, буйвола и остатки рас­тительных плодов. Очевидно, что в хэмудуский пе­риод люди жили оседло, занимались выращиванием риса, а также сбором дикорастущих плодов, ловлей рыбы и охотой. Обнаружение псшятников хэмудус­кой культуры подтверждает роль бассейна Янцзы, который наряду с бассейном Хуанхэ был наиболее ранним очагом древнекитайской цивилизации.

Примерно 5 тысячелетий назад на смену мат­риархату в родовой общине на территории Китая приходит патриархат. Об этой эпохе свидетель­ствуют археологические паліятники Ауншаньской культуры (2500—2000 гг. до н. э.), найденные в низовьях Хуанхэ, на территории пров. Шаньдун, а также памятники Аянчжуской культуры ( 3300— 2200 гг. до н. э.), найденные в бассейне нижнего те­чения Янцзы, на территории пров. Чжэцзян. При­чем Аянчжуская культура сделала значительный

шаг вперед по сравнению с Ауншанъской. В указан­ную эпоху произошло четкое разделение труда между землепашеством и ремесленным производ­ством (керамика, обработка яшмы). Судя по ко­личеству и богатству погребальной утвари, обна­руженной в захоронениях этой эпохи, в общине уже произошло расслоение на богатых и бедных, появи­лось сословное неравенство. Так в могилах высо­копоставленных членов общины были найдены атрибут религиозной власти — яшма «цзун», ат­рибут судьи, властного выносить смертный при­говор, — секира «юе», а кроме того, большое коли­чество яшмовых украшений. Что касается бедных захоронений, то там, как правило, находились лишь отдельные предметы утвари из керамики и каменные орудия, а в некоторых могилах погре­бальные предметы вообще отсутствовали. Най­денные в Аянчжу земляные могильники, жертвен­ный алтарь и культовые атрибуты из яшмы сви­детельствуют о том, что люди той эпохи верили в загробный мир, где по их представлениям существо­вали жрецы, наделенные ре­лигиозной властью, и ваны — высшие админист­ративные правители.

Глиняная голова богини, найденная на стоянке Нюхэлян в проб. Аяонин (3600 г. до н. э.)

Особое место среди археологических памятников занимают находки Хун — шаньской культуры (около 3500 г. до н. э.), найденные в окрестностях города Чи — фэн автономного района Внутренняя Монголия. Судя по этим находкам, Хун-
шанъская культура была значительным шагом вперед в развитии родового строя, находки отли­чаются от археологических памятников, найден­ных в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ (включая большую часть Хэнани, западную Шань­дун, южные районы Хэбэя и Шаньси), а кроме того, во многом явились для ученых большой загадкой. Наиболее важными памятниками Хуншаньской культуры являются жертвенный алтарь, храм Святой девы и могильники, сложенные из камней. Ареал обнаружения находок охватывает 50 кв. км и наводит на мысль, что в древности здесь была обширная ритуальная зона, отведенная специаль­но для совершения жертвоприношений. Причем масштабность зоны трудно увязать с принадлеж­ностью ее лишь одному родовому поселению. По мнению ученых, поблизости должны были нахо­диться несколько родовых поселений, то есть су­ществовала целая родовая общность. Хотя до сих пор в указанном районе не были обнаружены сле­ды древних поселений, однако обнаружение хун — шаньских памятников убедительно говорит о за­рождении в ту эпоху новой социальной формации.

Наряду с важными археологическими открыти­ями в Центральном Китае, в обширном ареале на территории Китая, от северо-востока до бассей­на реки Чжуцзян на юге, были обнаружены много­численные памятники древней культуры. Справед­ливо мнение известного археолога профессора Су Бинци, писавшего, что очаги древнекитайской ци­вилизации следует уподобить не отдельным свет­лым точкам, а целому сонму ярких звезд. «И хотя процесс развития цивилизации шел неравномерно, где быстрее, где медленнее, но все эти очаги, вклю­чая местныеу вместе взятые составили культуру китайской нации».

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru