Исторический процесс развития цивилизации

В XXI в. до н. э. в западной Хэнани и южной Шаньси существовало государство Ся — первое из известных го­сударств на территории Китая. Наши сведения о Ся (XXI—XVI вв. до н. э.) имеют своим источником летопи­си более поздних эпох. Известно, например, что жители Ся вели борьбу с водной стихией, угрожавшей их угодь­ям. Бьілґ изобретем система календаря, по которой определяли сроки полевых работ. Во многих местах, где раз­мещалось царство Ся, археологами были найдены памят­ники, датировка которых совпадает со временем суще­ствования Ся, указанным в летописях. Так что сам факт существования Ся можно считать доказанным, хотя до

Бронзовый сосуд «дин». Династия Шан

сих пор не удалось обнару­жить городища — столицы Ся и письменных памятни­ков той эпохи.

Бронзовое художественное литьеу стоянка Саньсиндуй в уезде Гуанхань (пров. Сычуань)

Наиболее ранним государ­ством на территории Китая, о котором сохранились пись­менные памятники, является царство Шан (XVI—XI вв. до н. э.), существовавшее в север­ном ареале бассейна Хуанхэ.

Столица Шан неоднократно переносилась, пока наконец не укрепилась в г. Инь (ныне г. Аньян пров. Хэнань). Здесь археологами были найдены остатки нескольких десятков древних сооружений: фунда­менты дворцово-храмовых ансамблей и могилы шанских ванов. В городище Инь были обнаружены также идеогра­фические письмена, вырезан­ные на черепашьих панцирях и костях животных (пись­менность «цзягувэнь»), которые представляют собой пря­мых прародителей современной китайской иероглифичес­кой письменности. К настоящему времени большая часть письмен «цзягувэнь» уже расшифрована, сам по себе этот факт свидетельствует о тесной преемственности между разными стадиями китайской цивилизации.

В письменах «цзягувэнь» неоднократно встречаются упоминания о событиях, связанных с сельскохозяйствен­ным производством, например, обряды молебнов о хоро­шем урожае, молебнов о дожде и т. п. Это говорит о том, что шанских правителей заботил вопрос сельского хозяй­ства и погодных условий. Помимо непосредственного

употребления в пищу зерно частично шло на изготовле­ние водки. Шаны владели техникой разведения шелкопря­да и шелкоткачества. Высокого уровня достигла техноло­гия бронзового литья. Сосуды из бронзы первоначально служили для помещения в них мяса, зерна и вина, пред­назначенных для жертвоприношений предкам. Постепен­но бронзовые изделия стали неотъемлемыми атрибутами дворцовых приемов, банкетов, похоронных обрядов и пр., этот обычай сохранился и при более поздних династиях. Причем со временем бронзовая утварь стала играть роль символа власти и показателя положения ее обладателя на иерархической лестнице. В этом, между прочим, состоит одно из отличий роли бронзы в Древнем Китае от других стран.

На смену Шан пришла династия Чжоу (XI в. — 256 г. до н. э.). Правители Чжоу ввели ленную систему, наделяя своих родственников и приближенных сановников кня­жескими титулами и земельными уделами вместе с про­живавшим там населением. Владельцы уделов — князья должны были регулярно являться на дворцовые приемы и регулярно платить дань в государственную казну, а кро­ме того, должны были посылать войска в случае, если чжоу — скому правителю («сыну Неба») угрожала опасность. С ленной системой тесно связан патриархально-родовой порядок наследования. Согласно этому порядку наслед­ником чжоуского правителя мог быть только старший сын старшей жены, а остальные сыновья правителя получали княжеские титулы и возводились в саны придворных чи­новников — цинов, дафу и ши. Позднее ленная система была упразднена, но традиция патриархально-родового порядка наследования сохранила свое влияние на протя­жении более 2 тысяч лет.

В 771 г. до н. э. столица Чжоу подверглась нападению ко­чевых племен, пришедших с северо-запада, и уже на следу­ющий год она была перенесена на восток от Хуанхэ. По­этому царство Чжоу с тех пор вошло в историю под назва-

Терракотовая фигура полководца из гробницы императора Цинь Шихуана

Терракотовые фигуры воинов и коней из гробницы императора Цинь Шихуана

2 Китай

ниєм Восточная Чжоу, в отличие от Западной Чжоу, суще­ствовавшей до нападения кочевников. Восточная Чжоу по традиции делится на два периода: Весна и осень (770— 476 гг. до н. э.) и Воюющие царства (475—221 гг. до н. э.).

Правители Восточной Чжоу оказались не в силах уста­новить сильную государственную власть, удельные князья вели нескончаемые войны за верховную власть в государ­стве. Все же этот период отмечен несомненным прогрес­сом производства, прежде всего аграрного, чему благопри­ятствовало распространение железных орудий, метода вспашки с использованием тягловой силы скота и ирри­гационное строительство. По мере развития сельскохозяй­ственного производства стала развиваться торговля и бла­гоустройство городов в обиходе появились медные день­ги. Участившиеся случаи захвата торговцами крестьянс­ких наделов с целью принудить землепашцев производить нужную для продажи продукцию и переход кое-где кре­стьян к занятию торговлей вызвали тревогу у правящих классов. В ряде княжеств были введены меры, поощряв­шие аграрное производство и подавлявшие занятие тор­говлей.

Несмотря на отсутствие социальной стабильности в Во­сточной Чжоу, высокого уровня развития достигли обще­ственная мысль и просвещение. Была упразднена моно­полия аристократии на образование, появилось множе­ство просвещенных людей — выходцев из народа. Они путешествовали из княжества в княжество, пропаганди­руя свои воззрения, касавшиеся управления государством, и т. п. Особенно широкое распространение получили странствия ученых в период Воюющих царств, когда в обществе шли крутые процессы реформ. Ученые — пред­ставители интересов разных слоев и прослоек — предла­гали свои теоретические и философские системы, вари­анты административного управления и умиротворения воинственных соседних племен. Вокруг такого рода лю­дей группировались их ученики и последователи, посте-

пенно формировались теоретические школы и направле­ния. Эта обстановка развития и пропаганды философских учений, получившая название «свободного соперничества ста школ», способствовала активизации теоретической де­ятельности, именно в этот период возникли многочислен­ные системы взглядов и учения, касавшиеся политики, философии, литературного творчества, искусства и воен­ного дела. Особое место среди этих учений занимает кон­фуцианство — система воззрений философа-просветите — ля Конфуция. Конфуцианство было взято на вооружение в качестве официальной идеологии и нравственных норм почти всеми поколениями древнекитайских правителей и легло в основу традиционного общественного сознания и морали китайцев.

В 221 г. до н. э. среди княжеств выделилось царство Цинь (221—206 гг. до н. э.), его правитель Инчжэн объе­динил под своей властью все другие царства и княжества и провозгласил себя «Шихуаном» (первым императором). При нем на смену удельной раздробленности пришла то­талитарная система единого централизованного государ­ства с неограниченной властью императора. Всю терри­торию империи Цинь Шихуан разделил на несколько ад­министративных районов, правители которых назнача­лись центром. Эта тоталитарная система правления сохра­нилась в Китае вплоть до 1911 г., когда была свергнута пос­ледняя императорская династия. Цинь Шихуан унифици­ровал письменность, деньги и систему метрических мер, даже дороги стали строить в ширину колеи, отвечающую установленному стандарту. Эти меры содействовали меж­районным хозяйственным и культурным обменам и раз­витию. Однако признавая несомненные заслуги Цинь Шихуана, нельзя не упомянуть о серьезном уроне, кото­рый причинила китайской культуре другая сторона его деятельности. Так, добиваясь единообразия общественной идеологии, он запретил иметь в частном пользовании (по­мимо правительственных книгохранилищ) книги светс-

Бронзовая фигура лошади, наступившей на ласточку (г. Увэй пров. Ганьсу)

кого содержания, т. е. книги помимо сельскохозяйствен­ных справочников, медицинских трактатов и «гадатель­ных» пособий. По его приказу в стране повсеместно за­пылали костры, в огне которых было уничтожено огром­ное количество рукописей по всем отраслям знаний. Эта мера, в полной мере отразившая деспотизм императора, имела целью взять под контроль теоретические школы и направления. В результате был положен конец обстанов­ке свободного соперничества «ста школ», сложившейся во времена Восточной Чжоу.

Цинь Шихуан предпринял грандиозные строительные работы по возведению крепостной стены для защиты се­верных рубежей от набегов кочевых племен. Если до него в отдельных местах существовали разрозненные крепостные стены, то при нем все они были соединены, продолжены и укреплены. Так появилась Великая китайская стена про­тяженностью 5 тысяч километров с востока до запада. Кро­ме того, мечтая о бессмертии, Цинь Шихуан посылал в морские экспедиции людей на поиски «эликсира бессмер­тия» и в то же время организовал строительство своей соб­ственной гробницы, масштабы которой способны поразить человеческое воображение. Уже в наше время в окрестно­стях гробницы были обнаружены громадные подземные склепы, в которых насчитали около 7 тысяч терракотовых фигур воинов, ростом до 2 метров, 600 терракотовых ко­ней, 100 боевых колесниц и богатый арсенал оружия. Тер­ракотовые фигуры изготовлены с большим мастерством, у них даже различные выражения лиц.

А в целом подземная рать поражает величием замыс­ла и тщательной отделкой деталей. До сих пор трудно ска­зать, сколько еще склепов и памятников хранится под зем­лей, так как то, что найдено, составляет не более одной четвертой огромного собрания погребальных предметов в захоронении Цинь Шихуана.

Династия Цинь просуществовала не так уж долго, од­нако влияние ее на последующую историю Древнего Ки­тая колоссально. После падения Цинь несколько лет про­шли в междоусобных войнах за власть, пока наконец в 206 году до н. э. не установилось правление династии Хань.

Ханьская эпоха делится на два периода: Западную Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.) и Восточную Хань (25—220 гг.). В промежутке между ними власть в стране прибрал к ру­кам родственник императрицы Ван Ман, изменивший наименование династии Хань на Синь.

Ханьские правители проводили политику поощрения сельскохозяйственного производства, и в то же время по­давляли занятие торговлей. В обычае ханьских импера­торов было принимать хотя бы раз в год личное участие в полевых работах, императрицы занимались разведени­ем шелкопряда — все это имело целью на личном при­мере показать важность аграрного производства. С дру­гой стороны, были изданы императорские указы, запре­щавшие торговому сословию носить одежду из шелка,

занимать в администрации должностные посты, причем этот запрет распространялся и на сыновей и внуков ку­печеского сословия. Последние облагалось особо тяжки­ми налогами. Эта тенденция поощрения сельского хо­зяйства и игнорирования торговли оказала глубоко от­рицательное влияние на все последующее социально — экономическое развитие Китая. В ханьскую эпоху была изобретена технология изготовления бумаги, далеко впе­ред шагнуло производство фарфора. В I веке н. э. населе­ние империи составляло 59,5 миллиона. Судя по рисун­кам на кирпичах и памятных брусках, обнаруженных в могилах ханьского периода, семья была низовой едини­цей сельскохозяйственного производства, женщины за­нимались шелководством, на основе семьи развивалось ткачество, а кроме того, существовали правительствен­ные мастерские. В обычае богатых семей было предавать­ся развлечениям, устраивать представления певцов, танцоров, акробатов и фокусников.

Империя Хань постоянно сталкивалась с угрозой втор­жения северных кочевых племен сюнну, которые в то вре­мя держали под своим контролем малые государства на территории нынешних Синьцзяна и Центральной Азии, именовавшиеся в империи Хань «Западным краем». Хань — ский император Уди (141—81 гг. до н. э.) не раз предпри­нимал военные походы против сюнну, в результате этих по­ходов часть племен были покорены, а часть перекочевали на запад. С 138 г. до н. э. император Уди дважды посылал Чжан Цяня на запад. Тот немало способствовал установле­нию контактов и обмена с государствами Западного края. Туда проникли ханьская технология железного литья, тех­ника прокладки водных каналов, шелкоткачество и пр., а ханьцы заимствовали некоторые виды плодов и овощей, му­зыкальные инструменты и т. п. Проложенные в ходе воен­ных походов пути в Западный край стали служить комму­никациями для купеческих караванов, по ним из Китая вывозился главным образом шелк и шелковые изделия. Тор­говля содействовала усилению влияния китайской культу-

Фреска «Охота» из пещер Могао в Дунъхуане (пров. Ганьсу, сер. VI в.)

ры. В странах Азии и более отдаленных местах о китайцах говорили как о «ханьцах». Постепенно название «хань», заменив более раннее название «хуася», стало официаль­ным обозначением китайской нации.

В империи Хань повсеместно, в центре и на местах, были открыты учебные заведения, официальной идеоло­гией было провозглашено конфуцианство, постепенно сло­жился порядок набора государственных служащих путем экзаменов разных ступеней. В I в. до н. э. в Китай проник буддизм, влияние которого быстро распространилось бла­годаря поддержке правящих слоев. В то же время в наро­де имела широкое распространение истинно китайская религия — даосизм. Историк Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.) стал автором первого труда по истории древнего Китая — его труд «Шицзи» («Исторические записки») ох­ватывает сведения от эпохи легендарного императора Ху — анди вплоть до середины Западной Хань, т. е. почти три тысячи лет. «Шицзи» оказал огромное влияние на исто­риографию и литературу всех последующих поколений.

После падения династии Хань в Китае наступил дли­тельный период раздробленности и междоусобиц. Пе­риод, когда на территории Китая существовали и оспа­ривали право на власть три главных государства: Вэй (220—265) на севере, Шу (221—263) на юго-западе и У (222—286) в низовьях Янцзы, вошел в историю под названием «Троецарствие». В 263 г. войска Шу были наголову разбиты войсками Вэй, однако и само царство Вэй оказалось недолговечным. Власть захватил сановник из рода Сыма, провозгласивший себя правителем под девизом Цзинь. В истории основанная им династия по­лучила название Западная Цзинь (265—316 гг.). В 280 г. войска Цзинь нанесли поражение армии У, после чего на некоторое время цзиньскому правителю удалось объединить под своей властью враждовавшие царства.

Однако в самом царстве Западная Цзинь шла ожесто­ченная борьба за власть, главными претендентами на ко-

Будды в пещерах Аунмэнъ в Аояне (пров. Хэнань, V в.)

торую выступали восемь удельных князей. 16 лет непре — кращавшихся междоусобных войн окончательно ослаби­ли Западную Цзинь, и в 316 г. она пала. На следующий год бежавшая на юг аристократия и сановники провоз­гласили в Цзянькане (совр. Нанкин) императором Сыма Жуя. Власть новой династии, получившей название Вос­точная Цзинь (317—420 гг.), распространялась на район к югу от Янцзы. После падения Восточной Цзинь вплоть до 589 г. в междоусобных войнах наступило затишье, к югу от Янцзы одна за другой сменились четыре династии: Сун, Ци, Лян и Чэнь, весь этот период вошел в историю под названием «период Южных династий».

На севере Китая примерно в это время (304—439 гг.) существовали государственные образования, созданные пятью неханьскими народами, а кроме того, царство хань — цев на юго-западе. Этот период получил название «пери­од 16 царств». В 439 г. Северная Вэй объединила под сво­ей властью все государства на севере Китая, но позднее она разделилась на Восточную Вэй и Западную Вэй, на смену которым затем пришли новые династии. В 439— 581 гг. на севере Китая всего существовало пять династий, это время стали называть «периодом Северных династий».

В описываемый период (III—VI вв.) Китай пережил первое массовое переселение народов. Спасаясь от не­скончаемых войн, жители северных районов мигрирова­ли в относительно спокойный Южный Китай. Этот про-

цесс имел важные последствия для хозяйственного и куль­турного развития юга. Сюда прибыла большая масса тру­доспособного населения, а также была перенесена пере­довая по тем временам производственная технология. Экономика юга круто пошла в гору. На севере усилились процессы межнационального смешения и ассимиляции, пришедшие сюда с северо-запада кочевые племена пере­шли к оседлому и полуоседлому образу жизни, научились возделывать сельскохозяйственные культуры, стали всту­пать в смешанные браки с местным ханьским населени­ем, переняли его обычаи,- по примеру ханьцев стали вво­дить законы, организовывать школы, объявив себя при­верженцами конфуцианства. С другой стороны, культура нацменьшинств оказала влияние на культуру ханьцев. В этом процессе обмена язык, образ жизни и одежда нац­меньшинств претерпели немалые изменения.

Как гласит китайская поговорка, «невзгоды государства не помеха для процветания поэзии». Во времена Троецар — ствия, Западной и Восточной Цзинь, Южных и Северных династий, когда на территории Китая шли нескончае-

Иа картине «Императорский паланкин»

(фрагмент) изображен прием императором Тайцзуном (годы правления 627—649) посланника Туфаня (древний Тибет)

мые междоусобные войны, культурная жизнь отнюдь не замерла, напротив, бурно развивались песенно-поэтичес — кое творчество, кал­лиграфическое ис­кусство и живопись.

Появились выда­ющиеся мастера изобразительного искусства, оставив­шие блестящий след в истории древнеки­тайской культуры.

В попытках уйти от трудностей военно­го времени и соци­ального хаоса, пред­ставители образо­ванной прослойки и Трехцветная глазурь. Династия Тан

просвещенного чи­новничества все чаще стали избирать отшельнический образ жизни, среди населения усилились религиозные настроения, широкое распространение получили буддизм и даосизм. Именно в эту эпоху (V в.) были предприняты работы по сооружению в каменных отрогах пещерных храмов, нетленными образцами которых являются Юнь — ганские пещеры в Датуне (пров. Шаньси) и Лунмэньские пещеры в Аояне (пров. Хэнань).

Династия Суй (581—618 гг.), объединившая под своей властью в 589 г. юг и север, по некоторым призна­кам схожа с империей Цинь (III в. до н. э.). При суйских правителях была усилена центральная власть, в центре было учреждено 6 департаментов, ведавших кадрами, об­
разованием, судопроизводством, военным делом и пр. Кроме того, был упразднен порядок набора государствен­ных служащих, при котором к экзаменам допускались лишь лица с рекомендациями высокопоставленных санов­ников и выходцы из аристократии, вместо него был вве­ден более демократический порядок государственных эк­заменов «кэцзюй», по результатам которых присуждались ученые степени и производилось назначение на админис­тративные посты. В годы правления династии Суй был по­строен Великий канал от Пекина до Ханчжоу протяжен­ностью около двух тысяч километров, который соединил юг с севером. До сих пор некоторые участки Великого ка­нала пригодны для судоходства.

Хотя суйским правителям удалось объединить весь Китай и в хозяйственной жизни страны наступило яв­ное оживление, однако, как и империя Цинь, империя Суй оказалась недолговечной, просуществовав лишь тридцать восемь лет. На смену ей пришла династия Тан (618-907 гг.).

Танская эпоха — «золотой век» в истории Древнего Китая. Танские правители проводили реалистическую экономическую политику, а в области политики прояви­ли редкостную для древнекитайских правителей привер­женность открытому курсу и прогрессу. В отношении чу­жеземного культурного влияния они проявили большую терпимость, основанную на уверенности в собственном могуществе. Пожалуй, ни одна другая правящая китай­ская династия не могла сравниться с танской по степе­ни открытости и интенсивности культурного обмена. Танские купцы вели торговлю с более чем 70 странами мира, используя для этого как сухопутные, так и морс­кие пути. Императорский двор поощрял зарубежных купцов, запретил облагать их дополнительными налога­ми, разрешил им селиться на длительное время в Китае, вступать в браки с китайцами, участвовать в экзаменах «кэцзюй» и занимать административные посты. Нынеш­

ние города Гуанчжоу и Цюаньчжоу уже в те времена ста­ли играть роль международных торговых портов, а тан — ская столица — город Чанъань (совр. Сиань) с населени­ем в один миллион — была поистине международным городом, куда приезжали торговцы, дипломаты и учаща­яся молодежь со всего света: из Персии, арабских стран, Индии* Японии, Восточной Римской империи. Арабы переняли китайскую технологию бумагоделания, ткаче­ства, изготовления фарфора, позднее эти технологии от арабов проникли в Африку и Европу. Японцы широко заимствовали у Китая социально-культурные реалии, от политического устройства до конструкции архитектур­ных сооружений, от фасонов женского платья до облав­ных шашек. Танская империя пользовалась большим

На картине «Весенняя прогулка королевы государства Го» (фрагмент) запечатлены наряды и прически женщин того времени (династия Тан)

Картина «На реке в день поминовения усопших»

(фрагмент) изображает жизнь столицы Северной Сун (нынешний современный Кайфэн, пров. Хэнань)

престижем в мире, китайцев даже стали называть «танцами», это название до сих пор фигурирует в слова­рях некоторых стран.

Приверженность открытости и уверенность в соб­ственном могуществе танских правителей нашли выраже­ние также в отношении к чужеземным религиям. Была предоставлена и гарантирована свобода вероисповедания, наряду с местными религиями равные права получили пришедшие извне религии. Кульминационного пункта достиг в своем развитии буддизм, кроме того, нашли сво­их сторонников в Китае привнесенный из арабских стран ислам и христианство (несторианство), пришедшее из района Средиземного моря.

Большого прогресса в танскую эпоху достигли наука, культура и просвещение. Наряду с китайцами в школы допускались дети — выходцы из нацменьшинств и сосед­них стран. В учебных заведениях наряду с обычными дис­циплинами преподавали также медицину, математику, ас­трономию. Широко распространилась техника книгопе­чатания с помощью досок-клише, благодаря которой в не­сколько сот раз повысилась эффективность размножения текстов со священными сутрами и календарей, в прода­же появились напечатанные способом клише сборники стихотворений известных поэтов. В сочетании с внедре — ниєм бумагоделания печатание с помощью клише стиму­лировало популяризацию культуры. В поздний период династии Тан стали применять в военном деле порох. Из Китая технология изготовления пороха вместе с алхими­ческими рецептами изготовления «эликсира бессмертия» и медицинскими прописями проникла в арабские стра­ны, а оттуда в XIII или XIV веке в Европу.

Танская эпоха была «золотым веком» также в поэзии, каллиграфии и пещерно-храмовом искусстве. Особое место занимает комплекс Могао в Дуньхуане (пров. Ганьсу). Это не только шедевр изобразительного искусства, но и ценней­ший социально-исторический памятник. В зените своего развития были также музыкальное и танцевальное искусст­ва, причем они были отмечены сильным влиянием соседних культур, что подтверждает факт поддержания танскими пра­вителями широких международных культурных связей.

После падения династии Тан наступил период раздроб­ленности. В центральном Китае в 907—960 гг. сменились пять династий (период Пяти династий), к югу от Янцзы образовались несколько царств, всего девять династий, вместе с царством на севере они вошли в историю под названием Десять царств.

В 960 г. военачальник Поздней Чжоу Чжао Куанъинь провозгласил себя императором новой династии — Сун, сделав столицей город Кайфэн (пров. Хэнань). Тем самым завершился период Пяти династий и Десяти царств. Сунс — кие правители предприняли ряд смелых реформ, которые, однако, имели лишь частичный результат. К тому же север­ные рубежи империи то и дело подвергались вторжению северного народа — чжурчжэней, которые к тому време­ни вели полуоседлый образ жизни, переняв технику зем­леделия, а также некоторые китайские обычаи. В 1127 г. под натиском чжурчжэней сунский двор бежал из Кайфэна на юг, новой столицей был объявлен город Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Период с 960 по 1127 гг. получил название Се­верной Сун, а период с 1127 по 1279 гг. — Южной Сун.

В военном отношении и во внешней политике Сунская династия показала себя слабой, но зато в экономике этого периода произошел важный прогресс Одним из последствий чжурчжэньского нашествия было второе в истории древне­го Китая «великое переселение народов», масса жителей се­верных районов мигрировали в относительно спокойные районы к югу от Янцзы, что в немалой степени способство­вало развитию на юге сельскохозяйственного производства Именно в это время юг обогнал север по уровню аграрного производства. Быстро развивались перевозки по рекам и морю, юг стал играть главную роль в экономике страны.

По мере оживления производства и торговли вокруг больших городов и вблизи от важных магистральных пу­тей стали вырастать поселки, служившие местом склади­рования грузов, кроме того, поселки стали местами сре­доточия типографских цехов и фарфорового производства. Постепенно сформировался уклад городской жизни, ког­да жителям стало удобно покупать предметы первой не­обходимости и другие товары, а на досуге можно было посещать публично-игорные заведения «васы», где дава­ли представления актеры, акробаты, мастера ушу, чтецы, выступавшие под музыкальное сопровождение.

Традиционное театральное представление

ХЭЙЛУНЦЗЯН

«Хврбжщ

Уру*ч*

AF

ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ

ЦЗИЛИНЬ

СИНЬЦЗЯН- УЙГУРСКИЙ Ар

Шжш

ЛЯОНИН

ГАНЬСУ

ТЯНЬЦЗИНЬ

Иньчуакь

Тайюаь*

ШАНЬСИ

«инся. хуэйския

АР

ЦИНХАЙ

Цгммань

ШАНЬДУН

Ланьчжоу

Шянсу

ХЭНАНЬ

ШЭНЬСИ

ТИБЕТСКИЙ АР

НЪХОЙ

Яйлпхжй Г ШАНХАЕ

ХУБЭЙ

Ханчжоу

ЧЖЭЦЗЯН

Чаяшз Ншчаа

ЦЗЯНСИ

ГУЙЧЖОУ

оГуШмя

ХУНАНЬ

Фучжоу о

ФУЦЗЯНЬ

тайван

ГУАНСИ ЧЖУ — АНСКНЙ АР

ГУАНДУН

Гуанчжоу

Налімйі

оХаЛжоу

В 1008—1016 г. в Сычуани 16 крупных торговых до­мов договорились о выпуске векселей «цзяоцзы», которые фактически были первыми в мире бумажными деньгами. При династии Сун продолжала развиваться как внутрен­няя, так и внешняя торговля. В середине XII века на долю внешней торговли приходилось 15 % дохода казны. Сре­ди торговых партнеров Китая были страны Юго-Восточ­ной Азии, бассейна Индийского океана, Арабского полу­острова и Восточной Африки. Сунская империя лидиро­вала в области судостроения и навигации. Ее суда доходи­ли до портов 20 стран и районов мира. Именно с этого времени китайские купцы стали сами вести внешнетор­говые операции, отказавшись от посредничества иност­ранных купцов.

На эпоху Сун приходится кульминационный период в развитии науки и техники древнего Китая. Были изоб­ретены книгопечатание подвижными литерами, компас, ткацкий станок, приводимый в движение водой, техно­логия изготовления судов с водонепроницаемыми пере­борками и пр. Все эти изобретения позднее проникли в соседние страны Азии, а оттуда в Европу. Вот как оценил указанные изобретения английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.): «Следует проследить роль, влия­ние и последствия разного рода изобретений; тут наибо­лее яркими примерами являются книгопечатание, порох и компас — эти три изобретения резко изменили облик и состояние вещей в мире. Первое из них в сфере литера­турного дела, второе — в военном деле, третье — в нави­гации. Все они повлекли за собой неисчислимые переме­ны. Значение этих перемен столь велико, что с ними не могут сравниться заслуги ни одной империи, ни одной религии, ни одного выдающегося деятеля».

Сунский период является важным и в развитии древ­некитайской культуры. Идеи конфуцианства пронизали содержание буддийского учения и даосизма, стали неотъемлемой частью политической и философской мыс-

3 Китай

ли. Это способствовало усилению влияния официальной идеологии. Продолжала совершенствоваться система го­сударственных экзаменов «кэцзюй», ежегодно в них при­нимали участие многочисленные претенденты, широкое распространение получили частные школы. До сих пор сохранились отдельные учебные заведения того перио­да. В правительственных и частных типографиях и изда­тельских домах большими тиражами печатались книги, небывалого расцвета достигло стихотворное творчество. В развитии поэзии «цы», живописи и каллиграфическо­го искусства наступил второй, после танского, период расцвета.

Картина «Пахота и ткачество». Династия Юань

После падения династии Сун наступило правление ди­настии Юань (1271—1368 гг.), то был первый случай в истории Китая, когда верховная власть оказалась в руках неханьской национальности. В начале XIII века монгольс­кий предводитель Чингисхан объединил под своей влас­тью все монгольские племена. В ходе многочисленных походов Чингисхан и его преемники завоевали огромную территорию, дойдя до берегов Дуная. Однако огромное монгольское ханство вскоре распалось на ряд самостоя­тельных государств. В 1271 г. монгольские войска вторг­лись в Центральный Китай, потомок Чингисхана Хубилай провозгласил себя императором, а своей столицей сделал город Даду (совр. Пекин). Новая династия стала называть­ся Юань. С тех пор Пекин остается столицей всех после­дующих династий.

В период от Пяти династий до династии Юань в Ки­тае продолжался процесс межнационального смешения и ассимиляции. В Танской империи проживало немало иностранных купцов — выходцев из Персии и арабских стран, которые исповедовали ислам. Миграция в Китай мусульман — выходцев из Персии и арабских стран — продолжалась и в конце 13 века, в результате смешения их с ханьцами, монголами и другими национальностями на территории Китая сформировалась новая этническая общность — хуэйцы.

В период Юань большого развития достигли ткачество и фарфоровое производство. К югу от Янцзы главным ма­териалом для одежды стали хлопчатобумажные ткани. Шелк и фарфор, помимо сбыта на внутреннем рынке, вы­возились за границу, составив главную статью китайского экспорта. Поддерживались торговые связи со странами Азии, Африки, Европы. Крупнейшим китайским торговым портом был Цюаньчжоу, где число швартовавшихся инос­транных судов порою доходило до нескольких сотен. В Цю­аньчжоу были отведены специальные кварталы для персид­ских и арабских купцов, где были построены мечети. В те

времена иностранцам разрешалось не только торговать, но и занимать административные должности. Наиболее изве­стным иностранцем, жившим в ту пору в Китае, был ита­льянский путешественник Марко Поло. Он прожил в стра­не более десятка лет, побывал во многих местах Китая и на основе увиденного составил принесшую ему мировую из­вестность книгу «Путешествия Марко Поло». В этой кни­ге, в частности, подробно описываются города Даду и Хан­чжоу, причем автор отдает должное царившей в этих го­родах атмосфере процветания. Впечатления Марко Поло оказались для многих европейцев откровением, познако­мили их с таинственной восточной цивилизацией.

Юаньская династия — важный период в развитии древнекитайской литературы и искусства. Большой про­гресс произошел в развитии драматургии. Центром сце­нической жизни была столица Даду, где творили многие драматурги, поэты и художники. Наиболее видным дра­матургом был Гуань Ханьцин, написавший более 60 пьес и снискавший славу «китайского Шекспира». Его творче­ство оказало большое влияние на последующее развитие китайского театра. В быт просвещенных людей прочно вошли занятия живописью и каллиграфией. Излюбленны­ми темами картин были пейзажи, растения и птицы, в образах которых авторы передавали свои собственные мысли и настроения. Постепенно картины художников — интеллектуалов заняли главенствующее положение в ки­тайской живописи, оказав влияние на весь последующий ход развития живописи.

Династия Юань пала в 1368 г. в результате усилий Чжу Юаньчжана, военачальника, провозгласившего новую ди­настию под названием Мин (1368—1644 гг.) со столицей в Нанкине. То был единственный случай в истории Ки­тая, когда новая династия была установлена в результате победы юга над севером. Начальный период Мин отме­чен бурным развитием экономики и мореплавания. В 1405 г. император Юнлэ направил морскую экспеди-

Стенная роспись. Династия Юань

цию во главе с Чжэн Хэ (1371—1435 гг.) в Юго-Восточ­ную Азию к западу от Брунея и в Индийский океан. Всего в 1405—1433 гг. Чжэн Хэ совершил семь экспедиций, в ходе которых посетил более 30 стран и районов, его фло­тилия достигла восточных берегов Африки и Красного моря. В нее входило до 200 судов и 27 тысяч человек эки­пажа. В портах, где останавливались суда Чжэн Хэ, китай­ские купцы сбывали шелк и фарфор, неизменно пользо­вавшиеся успехом. В обмен китайцы приобретали юве­лирные изделия, благовонные масла и лекарственное сы­рье. Бурное развитие мореплавания свидетельствует о про­грессивности китайской навигационной техники и несом­ненном лидерстве Китая в этой области в мире. Однако преемники Юнлэ уже не с таким энтузиазмом относи­лись к морским экспедициям, напротив, наложили на них жесткие ограничения. Они сосредоточили внимание на внутренних проблемах, отгородившись от внешнего мира и мировой конкуренции.

В XVI в. китайцы заимствовали у других стран технику выращивания батата, кукурузы, арахиса, табака. На новую ступень поднялось фарфоровое производство, центром ко­торого стал поселок Цзиндэчжэнь. В середине минского правления в текстильной отрасли появились предприятия, основанные на частном капитале, на которых трудились наемные рабочие. То было новой тенденцией в социально — экономическом развитии страны. Однако в условиях тра­диционной политики поощрения аграрного производства и пренебрежительного отношения к торговле для промыш­ленников и торговцев существовали многочисленные огра­ничения, в частности их облагали особо тяжкими налога­ми. Правительство и местные богатые семьи монополизи­ровали производство целого ряда товаров, китайские куп­цы были лишены той свободы предпринимательства, по­литических прав и общественного положения, какими пользовалось торговое сословие на Западе. Так что с самого начала товарное производство в Китае натолкнулось на многочисленные трудности.

Участок Великой стены, построенный при династии Мин

Вплоть до XV в. Китай лидировал в мире по развитию науки и техники. Но позднее темпы их развития явно замед­лились. Минская эпоха отмечена важны­ми достижениями в гидротехническом строительстве, медицине и фармаколо­гии. Были изданы энциклопедические со­брания по сельскому хозяйству «Нунч — жэн цюаныиу» («Сельскохозяйственная энциклопедия»), естествознанию «Тянь — гун кайу» («Работа природных сил»), травник «Бэньцао ганму» («Китайская фармакопея лекарственных растений»). В области литературного творчества в описываемый период появилось множество романов и по­вестей, этот прозаический жанр занял главенствующее ме­сто в литературе. Продолжало развиваться сценическое искусство, особенно в южных районах страны. Посеще­ние театральных представлений стало главным содержа­нием культурной жизни горожан. По-прежнему процве­тали каллиграфия и живопись, составлявшие излюблен­ное занятие просвещенной прослойки.

Фарфоровая ваза. Династия Мин

И сегодня можно видеть многочисленные архитектур­ные памятники эпохи Мин, на севере — Великую стену, которая была подвергнута реставрации в указанный пе­риод, императорский дворец Гугун и жилые ансамбли «сыхэюань» в Пекине, а на юге — миниатюрные садово- парковые усадьбы, которыми славится город Сучжоу. В ар­хитектурном стиле, в планировке дворцов, форме кровель, окраске стен и кровли и орнаментировке минского пе­риода явно просматривается идея сословно-иерархичес­кой градации. Даже в планировке жилых двориков «сы­хэюань» предусмотрены различия между главными поме­щениями и боковыми флигелями.

Династия Цин (1636—1911 гг.), основанная манчжура — ми, была последней императорской династией в Китае.

Первое столетие правления цинских императоров харак­теризовалось социальным миром и оживлением хозяй­ственной жизни. Китай вел выгодную внешнюю торговлю, вывозя в Европу, Японию, Россию и другие страны чай, фар­фор, шелк, изделия из шелка и лака. Наивысшего в исто­рии Китая уровня достигло производство как по масшта­бу, так и по степени разделения труда и техническому уров­ню. Однако в целом Китай оставался страной, где господ­ствовали мелкое сельское хозяйство автаркического типа и ремесленное производство, основанное на ручном труде. Рыночные отношения были крайне неразвитыми.

Дальнейшее развитие произошло в сфере художествен­ной прозы, драматургии и архитектуры. Цинская эпоха ос­тавила такие блестящие памятники, как классический ро­ман «Сон в красном тереме», богатый репертуар пекинской оперы, Летний дворец в Пекине. В начальный период прав­ления Цинов появилась плеяда видных ученых, возникли идеи демократического правления. Однако в условиях жест-

Аорога к гробницам императоров династии Мин (Пекин)

Портреты известных артистов времен правления цинских императоров Тунчжи (1862—1874 гг.) и Гуансюя (1875-1908 гг.)

кой цензуры и идеологического контроля любым новше­ствам было крайне трудно пробить себе дорогу. Господству­ющей идеологией по-прежнему оставалось конфуцианство. С проникновением в Китай западных миссионеров китай­цы познакомились с некоторыми элементами западной куль­туры, науки и идеологии, в том числе с достижениями в ма­тематике, астрономии, летосчислении, физике и пр. Импе­ратор Канси (правил с 1645 г. по 1722 г.) живо интересовался знаниями, пришедшими с Запада, но в целом императорс­кое окрркение не поддерживало это «увлечение». Лица, меч­тавшие о слркебной карьере, посвящали все время заучива­нию текстов, знание которых требовалось на государствен­ных экзаменах, не заботясь о реальной пользе полученных знаний. Естественные науки оставались без внимания и не получили должного развития. В период с 60-х годов XVIII века по 20-е годы XIX века в Европе произошла про­мышленная революция, давшая громадный импульс разви­тию культуры. Однако эти веяния не дошли до Китая, так как цинское правительство наложило строгие ограничения на внешние торговые и культурные связи и обмен. Китай стал сильно отставать в научно-техническом развитии по сравнению с Западом, в результате он скоро стал объектом агрессии и грабежа В 1840 г. Англия развязала опиумную войну против Китая, ее войска бесцеремонно вторглись в пределы Цинской империи. Спустя 20 лет объединенный ан­гло-французский экспедиционный корпус ворвался в Пекин,

Аворец Цянъцингун в Запретном городе (Пекин)

варварски сжег парк Юаньминъюань, предварительно раз­грабив находившиеся в парке древние письмена, картины, каллиграфические работы, предметы антиквариата. Вслед за тем наступил период расчленения Китая империалистами Англии, Франции, Германии, России и Америки.

В 1911 г. династия Цин пала, с ее падением была под­ведена черта под двухтысячелетней историей правления императорских династий. В последующие 30 лет китайс­кий народ вел упорную, самоотверженную борьбу за на­циональную независимость, демократические права и уси­ление государства. В это время произошли национально — освободительная война против японских захватчиков и гражданские войны с гоминьдановцами. В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в исто­рии Китая открылась новая страница.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru