В XXI в. до н. э. в западной Хэнани и южной Шаньси существовало государство Ся — первое из известных государств на территории Китая. Наши сведения о Ся (XXI—XVI вв. до н. э.) имеют своим источником летописи более поздних эпох. Известно, например, что жители Ся вели борьбу с водной стихией, угрожавшей их угодьям. Бьілґ изобретем система календаря, по которой определяли сроки полевых работ. Во многих местах, где размещалось царство Ся, археологами были найдены памятники, датировка которых совпадает со временем существования Ся, указанным в летописях. Так что сам факт существования Ся можно считать доказанным, хотя до
Бронзовый сосуд «дин». Династия Шан |
сих пор не удалось обнаружить городища — столицы Ся и письменных памятников той эпохи.
Бронзовое художественное литьеу стоянка Саньсиндуй в уезде Гуанхань (пров. Сычуань) |
Наиболее ранним государством на территории Китая, о котором сохранились письменные памятники, является царство Шан (XVI—XI вв. до н. э.), существовавшее в северном ареале бассейна Хуанхэ.
Столица Шан неоднократно переносилась, пока наконец не укрепилась в г. Инь (ныне г. Аньян пров. Хэнань). Здесь археологами были найдены остатки нескольких десятков древних сооружений: фундаменты дворцово-храмовых ансамблей и могилы шанских ванов. В городище Инь были обнаружены также идеографические письмена, вырезанные на черепашьих панцирях и костях животных (письменность «цзягувэнь»), которые представляют собой прямых прародителей современной китайской иероглифической письменности. К настоящему времени большая часть письмен «цзягувэнь» уже расшифрована, сам по себе этот факт свидетельствует о тесной преемственности между разными стадиями китайской цивилизации.
В письменах «цзягувэнь» неоднократно встречаются упоминания о событиях, связанных с сельскохозяйственным производством, например, обряды молебнов о хорошем урожае, молебнов о дожде и т. п. Это говорит о том, что шанских правителей заботил вопрос сельского хозяйства и погодных условий. Помимо непосредственного
употребления в пищу зерно частично шло на изготовление водки. Шаны владели техникой разведения шелкопряда и шелкоткачества. Высокого уровня достигла технология бронзового литья. Сосуды из бронзы первоначально служили для помещения в них мяса, зерна и вина, предназначенных для жертвоприношений предкам. Постепенно бронзовые изделия стали неотъемлемыми атрибутами дворцовых приемов, банкетов, похоронных обрядов и пр., этот обычай сохранился и при более поздних династиях. Причем со временем бронзовая утварь стала играть роль символа власти и показателя положения ее обладателя на иерархической лестнице. В этом, между прочим, состоит одно из отличий роли бронзы в Древнем Китае от других стран.
На смену Шан пришла династия Чжоу (XI в. — 256 г. до н. э.). Правители Чжоу ввели ленную систему, наделяя своих родственников и приближенных сановников княжескими титулами и земельными уделами вместе с проживавшим там населением. Владельцы уделов — князья должны были регулярно являться на дворцовые приемы и регулярно платить дань в государственную казну, а кроме того, должны были посылать войска в случае, если чжоу — скому правителю («сыну Неба») угрожала опасность. С ленной системой тесно связан патриархально-родовой порядок наследования. Согласно этому порядку наследником чжоуского правителя мог быть только старший сын старшей жены, а остальные сыновья правителя получали княжеские титулы и возводились в саны придворных чиновников — цинов, дафу и ши. Позднее ленная система была упразднена, но традиция патриархально-родового порядка наследования сохранила свое влияние на протяжении более 2 тысяч лет.
В 771 г. до н. э. столица Чжоу подверглась нападению кочевых племен, пришедших с северо-запада, и уже на следующий год она была перенесена на восток от Хуанхэ. Поэтому царство Чжоу с тех пор вошло в историю под назва-
Терракотовая фигура полководца из гробницы императора Цинь Шихуана |
Терракотовые фигуры воинов и коней из гробницы императора Цинь Шихуана
2 Китай
ниєм Восточная Чжоу, в отличие от Западной Чжоу, существовавшей до нападения кочевников. Восточная Чжоу по традиции делится на два периода: Весна и осень (770— 476 гг. до н. э.) и Воюющие царства (475—221 гг. до н. э.).
Правители Восточной Чжоу оказались не в силах установить сильную государственную власть, удельные князья вели нескончаемые войны за верховную власть в государстве. Все же этот период отмечен несомненным прогрессом производства, прежде всего аграрного, чему благоприятствовало распространение железных орудий, метода вспашки с использованием тягловой силы скота и ирригационное строительство. По мере развития сельскохозяйственного производства стала развиваться торговля и благоустройство городов в обиходе появились медные деньги. Участившиеся случаи захвата торговцами крестьянских наделов с целью принудить землепашцев производить нужную для продажи продукцию и переход кое-где крестьян к занятию торговлей вызвали тревогу у правящих классов. В ряде княжеств были введены меры, поощрявшие аграрное производство и подавлявшие занятие торговлей.
Несмотря на отсутствие социальной стабильности в Восточной Чжоу, высокого уровня развития достигли общественная мысль и просвещение. Была упразднена монополия аристократии на образование, появилось множество просвещенных людей — выходцев из народа. Они путешествовали из княжества в княжество, пропагандируя свои воззрения, касавшиеся управления государством, и т. п. Особенно широкое распространение получили странствия ученых в период Воюющих царств, когда в обществе шли крутые процессы реформ. Ученые — представители интересов разных слоев и прослоек — предлагали свои теоретические и философские системы, варианты административного управления и умиротворения воинственных соседних племен. Вокруг такого рода людей группировались их ученики и последователи, посте-
пенно формировались теоретические школы и направления. Эта обстановка развития и пропаганды философских учений, получившая название «свободного соперничества ста школ», способствовала активизации теоретической деятельности, именно в этот период возникли многочисленные системы взглядов и учения, касавшиеся политики, философии, литературного творчества, искусства и военного дела. Особое место среди этих учений занимает конфуцианство — система воззрений философа-просветите — ля Конфуция. Конфуцианство было взято на вооружение в качестве официальной идеологии и нравственных норм почти всеми поколениями древнекитайских правителей и легло в основу традиционного общественного сознания и морали китайцев.
В 221 г. до н. э. среди княжеств выделилось царство Цинь (221—206 гг. до н. э.), его правитель Инчжэн объединил под своей властью все другие царства и княжества и провозгласил себя «Шихуаном» (первым императором). При нем на смену удельной раздробленности пришла тоталитарная система единого централизованного государства с неограниченной властью императора. Всю территорию империи Цинь Шихуан разделил на несколько административных районов, правители которых назначались центром. Эта тоталитарная система правления сохранилась в Китае вплоть до 1911 г., когда была свергнута последняя императорская династия. Цинь Шихуан унифицировал письменность, деньги и систему метрических мер, даже дороги стали строить в ширину колеи, отвечающую установленному стандарту. Эти меры содействовали межрайонным хозяйственным и культурным обменам и развитию. Однако признавая несомненные заслуги Цинь Шихуана, нельзя не упомянуть о серьезном уроне, который причинила китайской культуре другая сторона его деятельности. Так, добиваясь единообразия общественной идеологии, он запретил иметь в частном пользовании (помимо правительственных книгохранилищ) книги светс-
Бронзовая фигура лошади, наступившей на ласточку (г. Увэй пров. Ганьсу)
кого содержания, т. е. книги помимо сельскохозяйственных справочников, медицинских трактатов и «гадательных» пособий. По его приказу в стране повсеместно запылали костры, в огне которых было уничтожено огромное количество рукописей по всем отраслям знаний. Эта мера, в полной мере отразившая деспотизм императора, имела целью взять под контроль теоретические школы и направления. В результате был положен конец обстановке свободного соперничества «ста школ», сложившейся во времена Восточной Чжоу.
Цинь Шихуан предпринял грандиозные строительные работы по возведению крепостной стены для защиты северных рубежей от набегов кочевых племен. Если до него в отдельных местах существовали разрозненные крепостные стены, то при нем все они были соединены, продолжены и укреплены. Так появилась Великая китайская стена протяженностью 5 тысяч километров с востока до запада. Кроме того, мечтая о бессмертии, Цинь Шихуан посылал в морские экспедиции людей на поиски «эликсира бессмертия» и в то же время организовал строительство своей собственной гробницы, масштабы которой способны поразить человеческое воображение. Уже в наше время в окрестностях гробницы были обнаружены громадные подземные склепы, в которых насчитали около 7 тысяч терракотовых фигур воинов, ростом до 2 метров, 600 терракотовых коней, 100 боевых колесниц и богатый арсенал оружия. Терракотовые фигуры изготовлены с большим мастерством, у них даже различные выражения лиц.
А в целом подземная рать поражает величием замысла и тщательной отделкой деталей. До сих пор трудно сказать, сколько еще склепов и памятников хранится под землей, так как то, что найдено, составляет не более одной четвертой огромного собрания погребальных предметов в захоронении Цинь Шихуана.
Династия Цинь просуществовала не так уж долго, однако влияние ее на последующую историю Древнего Китая колоссально. После падения Цинь несколько лет прошли в междоусобных войнах за власть, пока наконец в 206 году до н. э. не установилось правление династии Хань.
Ханьская эпоха делится на два периода: Западную Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.) и Восточную Хань (25—220 гг.). В промежутке между ними власть в стране прибрал к рукам родственник императрицы Ван Ман, изменивший наименование династии Хань на Синь.
Ханьские правители проводили политику поощрения сельскохозяйственного производства, и в то же время подавляли занятие торговлей. В обычае ханьских императоров было принимать хотя бы раз в год личное участие в полевых работах, императрицы занимались разведением шелкопряда — все это имело целью на личном примере показать важность аграрного производства. С другой стороны, были изданы императорские указы, запрещавшие торговому сословию носить одежду из шелка,
занимать в администрации должностные посты, причем этот запрет распространялся и на сыновей и внуков купеческого сословия. Последние облагалось особо тяжкими налогами. Эта тенденция поощрения сельского хозяйства и игнорирования торговли оказала глубоко отрицательное влияние на все последующее социально — экономическое развитие Китая. В ханьскую эпоху была изобретена технология изготовления бумаги, далеко вперед шагнуло производство фарфора. В I веке н. э. население империи составляло 59,5 миллиона. Судя по рисункам на кирпичах и памятных брусках, обнаруженных в могилах ханьского периода, семья была низовой единицей сельскохозяйственного производства, женщины занимались шелководством, на основе семьи развивалось ткачество, а кроме того, существовали правительственные мастерские. В обычае богатых семей было предаваться развлечениям, устраивать представления певцов, танцоров, акробатов и фокусников.
Империя Хань постоянно сталкивалась с угрозой вторжения северных кочевых племен сюнну, которые в то время держали под своим контролем малые государства на территории нынешних Синьцзяна и Центральной Азии, именовавшиеся в империи Хань «Западным краем». Хань — ский император Уди (141—81 гг. до н. э.) не раз предпринимал военные походы против сюнну, в результате этих походов часть племен были покорены, а часть перекочевали на запад. С 138 г. до н. э. император Уди дважды посылал Чжан Цяня на запад. Тот немало способствовал установлению контактов и обмена с государствами Западного края. Туда проникли ханьская технология железного литья, техника прокладки водных каналов, шелкоткачество и пр., а ханьцы заимствовали некоторые виды плодов и овощей, музыкальные инструменты и т. п. Проложенные в ходе военных походов пути в Западный край стали служить коммуникациями для купеческих караванов, по ним из Китая вывозился главным образом шелк и шелковые изделия. Торговля содействовала усилению влияния китайской культу-
Фреска «Охота» из пещер Могао в Дунъхуане (пров. Ганьсу, сер. VI в.) |
ры. В странах Азии и более отдаленных местах о китайцах говорили как о «ханьцах». Постепенно название «хань», заменив более раннее название «хуася», стало официальным обозначением китайской нации.
В империи Хань повсеместно, в центре и на местах, были открыты учебные заведения, официальной идеологией было провозглашено конфуцианство, постепенно сложился порядок набора государственных служащих путем экзаменов разных ступеней. В I в. до н. э. в Китай проник буддизм, влияние которого быстро распространилось благодаря поддержке правящих слоев. В то же время в народе имела широкое распространение истинно китайская религия — даосизм. Историк Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.) стал автором первого труда по истории древнего Китая — его труд «Шицзи» («Исторические записки») охватывает сведения от эпохи легендарного императора Ху — анди вплоть до середины Западной Хань, т. е. почти три тысячи лет. «Шицзи» оказал огромное влияние на историографию и литературу всех последующих поколений.
После падения династии Хань в Китае наступил длительный период раздробленности и междоусобиц. Период, когда на территории Китая существовали и оспаривали право на власть три главных государства: Вэй (220—265) на севере, Шу (221—263) на юго-западе и У (222—286) в низовьях Янцзы, вошел в историю под названием «Троецарствие». В 263 г. войска Шу были наголову разбиты войсками Вэй, однако и само царство Вэй оказалось недолговечным. Власть захватил сановник из рода Сыма, провозгласивший себя правителем под девизом Цзинь. В истории основанная им династия получила название Западная Цзинь (265—316 гг.). В 280 г. войска Цзинь нанесли поражение армии У, после чего на некоторое время цзиньскому правителю удалось объединить под своей властью враждовавшие царства.
Однако в самом царстве Западная Цзинь шла ожесточенная борьба за власть, главными претендентами на ко-
Будды в пещерах Аунмэнъ в Аояне (пров. Хэнань, V в.) |
торую выступали восемь удельных князей. 16 лет непре — кращавшихся междоусобных войн окончательно ослабили Западную Цзинь, и в 316 г. она пала. На следующий год бежавшая на юг аристократия и сановники провозгласили в Цзянькане (совр. Нанкин) императором Сыма Жуя. Власть новой династии, получившей название Восточная Цзинь (317—420 гг.), распространялась на район к югу от Янцзы. После падения Восточной Цзинь вплоть до 589 г. в междоусобных войнах наступило затишье, к югу от Янцзы одна за другой сменились четыре династии: Сун, Ци, Лян и Чэнь, весь этот период вошел в историю под названием «период Южных династий».
На севере Китая примерно в это время (304—439 гг.) существовали государственные образования, созданные пятью неханьскими народами, а кроме того, царство хань — цев на юго-западе. Этот период получил название «период 16 царств». В 439 г. Северная Вэй объединила под своей властью все государства на севере Китая, но позднее она разделилась на Восточную Вэй и Западную Вэй, на смену которым затем пришли новые династии. В 439— 581 гг. на севере Китая всего существовало пять династий, это время стали называть «периодом Северных династий».
В описываемый период (III—VI вв.) Китай пережил первое массовое переселение народов. Спасаясь от нескончаемых войн, жители северных районов мигрировали в относительно спокойный Южный Китай. Этот про-
цесс имел важные последствия для хозяйственного и культурного развития юга. Сюда прибыла большая масса трудоспособного населения, а также была перенесена передовая по тем временам производственная технология. Экономика юга круто пошла в гору. На севере усилились процессы межнационального смешения и ассимиляции, пришедшие сюда с северо-запада кочевые племена перешли к оседлому и полуоседлому образу жизни, научились возделывать сельскохозяйственные культуры, стали вступать в смешанные браки с местным ханьским населением, переняли его обычаи,- по примеру ханьцев стали вводить законы, организовывать школы, объявив себя приверженцами конфуцианства. С другой стороны, культура нацменьшинств оказала влияние на культуру ханьцев. В этом процессе обмена язык, образ жизни и одежда нацменьшинств претерпели немалые изменения.
Как гласит китайская поговорка, «невзгоды государства не помеха для процветания поэзии». Во времена Троецар — ствия, Западной и Восточной Цзинь, Южных и Северных династий, когда на территории Китая шли нескончае-
Иа картине «Императорский паланкин» (фрагмент) изображен прием императором Тайцзуном (годы правления 627—649) посланника Туфаня (древний Тибет) |
мые междоусобные войны, культурная жизнь отнюдь не замерла, напротив, бурно развивались песенно-поэтичес — кое творчество, каллиграфическое искусство и живопись.
Появились выдающиеся мастера изобразительного искусства, оставившие блестящий след в истории древнекитайской культуры.
В попытках уйти от трудностей военного времени и социального хаоса, представители образованной прослойки и Трехцветная глазурь. Династия Тан
просвещенного чиновничества все чаще стали избирать отшельнический образ жизни, среди населения усилились религиозные настроения, широкое распространение получили буддизм и даосизм. Именно в эту эпоху (V в.) были предприняты работы по сооружению в каменных отрогах пещерных храмов, нетленными образцами которых являются Юнь — ганские пещеры в Датуне (пров. Шаньси) и Лунмэньские пещеры в Аояне (пров. Хэнань).
Династия Суй (581—618 гг.), объединившая под своей властью в 589 г. юг и север, по некоторым признакам схожа с империей Цинь (III в. до н. э.). При суйских правителях была усилена центральная власть, в центре было учреждено 6 департаментов, ведавших кадрами, об
разованием, судопроизводством, военным делом и пр. Кроме того, был упразднен порядок набора государственных служащих, при котором к экзаменам допускались лишь лица с рекомендациями высокопоставленных сановников и выходцы из аристократии, вместо него был введен более демократический порядок государственных экзаменов «кэцзюй», по результатам которых присуждались ученые степени и производилось назначение на административные посты. В годы правления династии Суй был построен Великий канал от Пекина до Ханчжоу протяженностью около двух тысяч километров, который соединил юг с севером. До сих пор некоторые участки Великого канала пригодны для судоходства.
Хотя суйским правителям удалось объединить весь Китай и в хозяйственной жизни страны наступило явное оживление, однако, как и империя Цинь, империя Суй оказалась недолговечной, просуществовав лишь тридцать восемь лет. На смену ей пришла династия Тан (618-907 гг.).
Танская эпоха — «золотой век» в истории Древнего Китая. Танские правители проводили реалистическую экономическую политику, а в области политики проявили редкостную для древнекитайских правителей приверженность открытому курсу и прогрессу. В отношении чужеземного культурного влияния они проявили большую терпимость, основанную на уверенности в собственном могуществе. Пожалуй, ни одна другая правящая китайская династия не могла сравниться с танской по степени открытости и интенсивности культурного обмена. Танские купцы вели торговлю с более чем 70 странами мира, используя для этого как сухопутные, так и морские пути. Императорский двор поощрял зарубежных купцов, запретил облагать их дополнительными налогами, разрешил им селиться на длительное время в Китае, вступать в браки с китайцами, участвовать в экзаменах «кэцзюй» и занимать административные посты. Нынеш
ние города Гуанчжоу и Цюаньчжоу уже в те времена стали играть роль международных торговых портов, а тан — ская столица — город Чанъань (совр. Сиань) с населением в один миллион — была поистине международным городом, куда приезжали торговцы, дипломаты и учащаяся молодежь со всего света: из Персии, арабских стран, Индии* Японии, Восточной Римской империи. Арабы переняли китайскую технологию бумагоделания, ткачества, изготовления фарфора, позднее эти технологии от арабов проникли в Африку и Европу. Японцы широко заимствовали у Китая социально-культурные реалии, от политического устройства до конструкции архитектурных сооружений, от фасонов женского платья до облавных шашек. Танская империя пользовалась большим
На картине «Весенняя прогулка королевы государства Го» (фрагмент) запечатлены наряды и прически женщин того времени (династия Тан)
Картина «На реке в день поминовения усопших»
(фрагмент) изображает жизнь столицы Северной Сун (нынешний современный Кайфэн, пров. Хэнань)
престижем в мире, китайцев даже стали называть «танцами», это название до сих пор фигурирует в словарях некоторых стран.
Приверженность открытости и уверенность в собственном могуществе танских правителей нашли выражение также в отношении к чужеземным религиям. Была предоставлена и гарантирована свобода вероисповедания, наряду с местными религиями равные права получили пришедшие извне религии. Кульминационного пункта достиг в своем развитии буддизм, кроме того, нашли своих сторонников в Китае привнесенный из арабских стран ислам и христианство (несторианство), пришедшее из района Средиземного моря.
Большого прогресса в танскую эпоху достигли наука, культура и просвещение. Наряду с китайцами в школы допускались дети — выходцы из нацменьшинств и соседних стран. В учебных заведениях наряду с обычными дисциплинами преподавали также медицину, математику, астрономию. Широко распространилась техника книгопечатания с помощью досок-клише, благодаря которой в несколько сот раз повысилась эффективность размножения текстов со священными сутрами и календарей, в продаже появились напечатанные способом клише сборники стихотворений известных поэтов. В сочетании с внедре — ниєм бумагоделания печатание с помощью клише стимулировало популяризацию культуры. В поздний период династии Тан стали применять в военном деле порох. Из Китая технология изготовления пороха вместе с алхимическими рецептами изготовления «эликсира бессмертия» и медицинскими прописями проникла в арабские страны, а оттуда в XIII или XIV веке в Европу.
Танская эпоха была «золотым веком» также в поэзии, каллиграфии и пещерно-храмовом искусстве. Особое место занимает комплекс Могао в Дуньхуане (пров. Ганьсу). Это не только шедевр изобразительного искусства, но и ценнейший социально-исторический памятник. В зените своего развития были также музыкальное и танцевальное искусства, причем они были отмечены сильным влиянием соседних культур, что подтверждает факт поддержания танскими правителями широких международных культурных связей.
После падения династии Тан наступил период раздробленности. В центральном Китае в 907—960 гг. сменились пять династий (период Пяти династий), к югу от Янцзы образовались несколько царств, всего девять династий, вместе с царством на севере они вошли в историю под названием Десять царств.
В 960 г. военачальник Поздней Чжоу Чжао Куанъинь провозгласил себя императором новой династии — Сун, сделав столицей город Кайфэн (пров. Хэнань). Тем самым завершился период Пяти династий и Десяти царств. Сунс — кие правители предприняли ряд смелых реформ, которые, однако, имели лишь частичный результат. К тому же северные рубежи империи то и дело подвергались вторжению северного народа — чжурчжэней, которые к тому времени вели полуоседлый образ жизни, переняв технику земледелия, а также некоторые китайские обычаи. В 1127 г. под натиском чжурчжэней сунский двор бежал из Кайфэна на юг, новой столицей был объявлен город Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Период с 960 по 1127 гг. получил название Северной Сун, а период с 1127 по 1279 гг. — Южной Сун.
В военном отношении и во внешней политике Сунская династия показала себя слабой, но зато в экономике этого периода произошел важный прогресс Одним из последствий чжурчжэньского нашествия было второе в истории древнего Китая «великое переселение народов», масса жителей северных районов мигрировали в относительно спокойные районы к югу от Янцзы, что в немалой степени способствовало развитию на юге сельскохозяйственного производства Именно в это время юг обогнал север по уровню аграрного производства. Быстро развивались перевозки по рекам и морю, юг стал играть главную роль в экономике страны.
По мере оживления производства и торговли вокруг больших городов и вблизи от важных магистральных путей стали вырастать поселки, служившие местом складирования грузов, кроме того, поселки стали местами средоточия типографских цехов и фарфорового производства. Постепенно сформировался уклад городской жизни, когда жителям стало удобно покупать предметы первой необходимости и другие товары, а на досуге можно было посещать публично-игорные заведения «васы», где давали представления актеры, акробаты, мастера ушу, чтецы, выступавшие под музыкальное сопровождение.
Традиционное театральное представление |
ХЭЙЛУНЦЗЯН |
«Хврбжщ |
Уру*ч* |
AF ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ |
ЦЗИЛИНЬ |
СИНЬЦЗЯН- УЙГУРСКИЙ Ар |
Шжш ЛЯОНИН |
ГАНЬСУ |
ТЯНЬЦЗИНЬ |
Иньчуакь |
Тайюаь* ШАНЬСИ |
«инся. хуэйския АР |
ЦИНХАЙ |
Цгммань ШАНЬДУН |
Ланьчжоу |
Шянсу |
ХЭНАНЬ |
ШЭНЬСИ |
ТИБЕТСКИЙ АР |
НЪХОЙ |
Яйлпхжй Г ШАНХАЕ |
ХУБЭЙ |
Ханчжоу |
ЧЖЭЦЗЯН |
Чаяшз Ншчаа |
ЦЗЯНСИ |
ГУЙЧЖОУ оГуШмя |
ХУНАНЬ |
Фучжоу о ФУЦЗЯНЬ |
тайван |
ГУАНСИ ЧЖУ — АНСКНЙ АР |
ГУАНДУН Гуанчжоу |
Налімйі |
оХаЛжоу |
В 1008—1016 г. в Сычуани 16 крупных торговых домов договорились о выпуске векселей «цзяоцзы», которые фактически были первыми в мире бумажными деньгами. При династии Сун продолжала развиваться как внутренняя, так и внешняя торговля. В середине XII века на долю внешней торговли приходилось 15 % дохода казны. Среди торговых партнеров Китая были страны Юго-Восточной Азии, бассейна Индийского океана, Арабского полуострова и Восточной Африки. Сунская империя лидировала в области судостроения и навигации. Ее суда доходили до портов 20 стран и районов мира. Именно с этого времени китайские купцы стали сами вести внешнеторговые операции, отказавшись от посредничества иностранных купцов.
На эпоху Сун приходится кульминационный период в развитии науки и техники древнего Китая. Были изобретены книгопечатание подвижными литерами, компас, ткацкий станок, приводимый в движение водой, технология изготовления судов с водонепроницаемыми переборками и пр. Все эти изобретения позднее проникли в соседние страны Азии, а оттуда в Европу. Вот как оценил указанные изобретения английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.): «Следует проследить роль, влияние и последствия разного рода изобретений; тут наиболее яркими примерами являются книгопечатание, порох и компас — эти три изобретения резко изменили облик и состояние вещей в мире. Первое из них в сфере литературного дела, второе — в военном деле, третье — в навигации. Все они повлекли за собой неисчислимые перемены. Значение этих перемен столь велико, что с ними не могут сравниться заслуги ни одной империи, ни одной религии, ни одного выдающегося деятеля».
Сунский период является важным и в развитии древнекитайской культуры. Идеи конфуцианства пронизали содержание буддийского учения и даосизма, стали неотъемлемой частью политической и философской мыс-
3 Китай
ли. Это способствовало усилению влияния официальной идеологии. Продолжала совершенствоваться система государственных экзаменов «кэцзюй», ежегодно в них принимали участие многочисленные претенденты, широкое распространение получили частные школы. До сих пор сохранились отдельные учебные заведения того периода. В правительственных и частных типографиях и издательских домах большими тиражами печатались книги, небывалого расцвета достигло стихотворное творчество. В развитии поэзии «цы», живописи и каллиграфического искусства наступил второй, после танского, период расцвета.
Картина «Пахота и ткачество». Династия Юань |
После падения династии Сун наступило правление династии Юань (1271—1368 гг.), то был первый случай в истории Китая, когда верховная власть оказалась в руках неханьской национальности. В начале XIII века монгольский предводитель Чингисхан объединил под своей властью все монгольские племена. В ходе многочисленных походов Чингисхан и его преемники завоевали огромную территорию, дойдя до берегов Дуная. Однако огромное монгольское ханство вскоре распалось на ряд самостоятельных государств. В 1271 г. монгольские войска вторглись в Центральный Китай, потомок Чингисхана Хубилай провозгласил себя императором, а своей столицей сделал город Даду (совр. Пекин). Новая династия стала называться Юань. С тех пор Пекин остается столицей всех последующих династий.
В период от Пяти династий до династии Юань в Китае продолжался процесс межнационального смешения и ассимиляции. В Танской империи проживало немало иностранных купцов — выходцев из Персии и арабских стран, которые исповедовали ислам. Миграция в Китай мусульман — выходцев из Персии и арабских стран — продолжалась и в конце 13 века, в результате смешения их с ханьцами, монголами и другими национальностями на территории Китая сформировалась новая этническая общность — хуэйцы.
В период Юань большого развития достигли ткачество и фарфоровое производство. К югу от Янцзы главным материалом для одежды стали хлопчатобумажные ткани. Шелк и фарфор, помимо сбыта на внутреннем рынке, вывозились за границу, составив главную статью китайского экспорта. Поддерживались торговые связи со странами Азии, Африки, Европы. Крупнейшим китайским торговым портом был Цюаньчжоу, где число швартовавшихся иностранных судов порою доходило до нескольких сотен. В Цюаньчжоу были отведены специальные кварталы для персидских и арабских купцов, где были построены мечети. В те
времена иностранцам разрешалось не только торговать, но и занимать административные должности. Наиболее известным иностранцем, жившим в ту пору в Китае, был итальянский путешественник Марко Поло. Он прожил в стране более десятка лет, побывал во многих местах Китая и на основе увиденного составил принесшую ему мировую известность книгу «Путешествия Марко Поло». В этой книге, в частности, подробно описываются города Даду и Ханчжоу, причем автор отдает должное царившей в этих городах атмосфере процветания. Впечатления Марко Поло оказались для многих европейцев откровением, познакомили их с таинственной восточной цивилизацией.
Юаньская династия — важный период в развитии древнекитайской литературы и искусства. Большой прогресс произошел в развитии драматургии. Центром сценической жизни была столица Даду, где творили многие драматурги, поэты и художники. Наиболее видным драматургом был Гуань Ханьцин, написавший более 60 пьес и снискавший славу «китайского Шекспира». Его творчество оказало большое влияние на последующее развитие китайского театра. В быт просвещенных людей прочно вошли занятия живописью и каллиграфией. Излюбленными темами картин были пейзажи, растения и птицы, в образах которых авторы передавали свои собственные мысли и настроения. Постепенно картины художников — интеллектуалов заняли главенствующее положение в китайской живописи, оказав влияние на весь последующий ход развития живописи.
Династия Юань пала в 1368 г. в результате усилий Чжу Юаньчжана, военачальника, провозгласившего новую династию под названием Мин (1368—1644 гг.) со столицей в Нанкине. То был единственный случай в истории Китая, когда новая династия была установлена в результате победы юга над севером. Начальный период Мин отмечен бурным развитием экономики и мореплавания. В 1405 г. император Юнлэ направил морскую экспеди-
Стенная роспись. Династия Юань |
цию во главе с Чжэн Хэ (1371—1435 гг.) в Юго-Восточную Азию к западу от Брунея и в Индийский океан. Всего в 1405—1433 гг. Чжэн Хэ совершил семь экспедиций, в ходе которых посетил более 30 стран и районов, его флотилия достигла восточных берегов Африки и Красного моря. В нее входило до 200 судов и 27 тысяч человек экипажа. В портах, где останавливались суда Чжэн Хэ, китайские купцы сбывали шелк и фарфор, неизменно пользовавшиеся успехом. В обмен китайцы приобретали ювелирные изделия, благовонные масла и лекарственное сырье. Бурное развитие мореплавания свидетельствует о прогрессивности китайской навигационной техники и несомненном лидерстве Китая в этой области в мире. Однако преемники Юнлэ уже не с таким энтузиазмом относились к морским экспедициям, напротив, наложили на них жесткие ограничения. Они сосредоточили внимание на внутренних проблемах, отгородившись от внешнего мира и мировой конкуренции.
В XVI в. китайцы заимствовали у других стран технику выращивания батата, кукурузы, арахиса, табака. На новую ступень поднялось фарфоровое производство, центром которого стал поселок Цзиндэчжэнь. В середине минского правления в текстильной отрасли появились предприятия, основанные на частном капитале, на которых трудились наемные рабочие. То было новой тенденцией в социально — экономическом развитии страны. Однако в условиях традиционной политики поощрения аграрного производства и пренебрежительного отношения к торговле для промышленников и торговцев существовали многочисленные ограничения, в частности их облагали особо тяжкими налогами. Правительство и местные богатые семьи монополизировали производство целого ряда товаров, китайские купцы были лишены той свободы предпринимательства, политических прав и общественного положения, какими пользовалось торговое сословие на Западе. Так что с самого начала товарное производство в Китае натолкнулось на многочисленные трудности.
Участок Великой стены, построенный при династии Мин |
Вплоть до XV в. Китай лидировал в мире по развитию науки и техники. Но позднее темпы их развития явно замедлились. Минская эпоха отмечена важными достижениями в гидротехническом строительстве, медицине и фармакологии. Были изданы энциклопедические собрания по сельскому хозяйству «Нунч — жэн цюаныиу» («Сельскохозяйственная энциклопедия»), естествознанию «Тянь — гун кайу» («Работа природных сил»), травник «Бэньцао ганму» («Китайская фармакопея лекарственных растений»). В области литературного творчества в описываемый период появилось множество романов и повестей, этот прозаический жанр занял главенствующее место в литературе. Продолжало развиваться сценическое искусство, особенно в южных районах страны. Посещение театральных представлений стало главным содержанием культурной жизни горожан. По-прежнему процветали каллиграфия и живопись, составлявшие излюбленное занятие просвещенной прослойки.
Фарфоровая ваза. Династия Мин |
И сегодня можно видеть многочисленные архитектурные памятники эпохи Мин, на севере — Великую стену, которая была подвергнута реставрации в указанный период, императорский дворец Гугун и жилые ансамбли «сыхэюань» в Пекине, а на юге — миниатюрные садово- парковые усадьбы, которыми славится город Сучжоу. В архитектурном стиле, в планировке дворцов, форме кровель, окраске стен и кровли и орнаментировке минского периода явно просматривается идея сословно-иерархической градации. Даже в планировке жилых двориков «сыхэюань» предусмотрены различия между главными помещениями и боковыми флигелями.
Династия Цин (1636—1911 гг.), основанная манчжура — ми, была последней императорской династией в Китае.
Первое столетие правления цинских императоров характеризовалось социальным миром и оживлением хозяйственной жизни. Китай вел выгодную внешнюю торговлю, вывозя в Европу, Японию, Россию и другие страны чай, фарфор, шелк, изделия из шелка и лака. Наивысшего в истории Китая уровня достигло производство как по масштабу, так и по степени разделения труда и техническому уровню. Однако в целом Китай оставался страной, где господствовали мелкое сельское хозяйство автаркического типа и ремесленное производство, основанное на ручном труде. Рыночные отношения были крайне неразвитыми.
Дальнейшее развитие произошло в сфере художественной прозы, драматургии и архитектуры. Цинская эпоха оставила такие блестящие памятники, как классический роман «Сон в красном тереме», богатый репертуар пекинской оперы, Летний дворец в Пекине. В начальный период правления Цинов появилась плеяда видных ученых, возникли идеи демократического правления. Однако в условиях жест-
Аорога к гробницам императоров династии Мин (Пекин) |
Портреты известных артистов времен правления цинских императоров Тунчжи (1862—1874 гг.) и Гуансюя (1875-1908 гг.)
кой цензуры и идеологического контроля любым новшествам было крайне трудно пробить себе дорогу. Господствующей идеологией по-прежнему оставалось конфуцианство. С проникновением в Китай западных миссионеров китайцы познакомились с некоторыми элементами западной культуры, науки и идеологии, в том числе с достижениями в математике, астрономии, летосчислении, физике и пр. Император Канси (правил с 1645 г. по 1722 г.) живо интересовался знаниями, пришедшими с Запада, но в целом императорское окрркение не поддерживало это «увлечение». Лица, мечтавшие о слркебной карьере, посвящали все время заучиванию текстов, знание которых требовалось на государственных экзаменах, не заботясь о реальной пользе полученных знаний. Естественные науки оставались без внимания и не получили должного развития. В период с 60-х годов XVIII века по 20-е годы XIX века в Европе произошла промышленная революция, давшая громадный импульс развитию культуры. Однако эти веяния не дошли до Китая, так как цинское правительство наложило строгие ограничения на внешние торговые и культурные связи и обмен. Китай стал сильно отставать в научно-техническом развитии по сравнению с Западом, в результате он скоро стал объектом агрессии и грабежа В 1840 г. Англия развязала опиумную войну против Китая, ее войска бесцеремонно вторглись в пределы Цинской империи. Спустя 20 лет объединенный англо-французский экспедиционный корпус ворвался в Пекин,
Аворец Цянъцингун в Запретном городе (Пекин) |
варварски сжег парк Юаньминъюань, предварительно разграбив находившиеся в парке древние письмена, картины, каллиграфические работы, предметы антиквариата. Вслед за тем наступил период расчленения Китая империалистами Англии, Франции, Германии, России и Америки.
В 1911 г. династия Цин пала, с ее падением была подведена черта под двухтысячелетней историей правления императорских династий. В последующие 30 лет китайский народ вел упорную, самоотверженную борьбу за национальную независимость, демократические права и усиление государства. В это время произошли национально — освободительная война против японских захватчиков и гражданские войны с гоминьдановцами. В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в истории Китая открылась новая страница.