От эпохи к эпохе одежда китайцев претерпевала изменения. Кроме того, у каждой этнической группы, населяющей Китай, имеются свои традиции в одежде и аксессуарах. Говоря в общем, в Центральном Китае, к югу от Великой стены принято было запахивать одежду направо, а в районах к северу от нее — налево. Северные кочевые народы, проводившие значительную часть жизни в седле, носили короткую куртку с узкими рукавами, брюки и сапоги, такая одежда не стесняла движений при стрельбе из лука. Жители центральных районов называли народы, проживавшие у северных и западных границ, «хусцами», а их одежду «хуфу» («хуской одеждой»). В процессе обмена и смешения наций в одежде китайцев произошли кое-какие изменения, отмеченные влиянием других народов. Так, одежда танского периода носит явные черты влияния Западного края. Еще раньше, в эпоху Воюющих царств, правитель царства Чжао приказал ввести в войсках одежду «хуфу», поскольку она была удобной для верховой езды и стрельбы из лука.
Но несмотря на различия, на протяжении тысячелетий сохранилось два типа костюма: один тип — это комплект, состоящий из двух частей: верхней куртки «и» и нижней части «шан». Нижняя половина костюма первоначально представляла собой два раздельных куска материи, прикрывавших переднюю и заднюю части тела. В Ханьскую эпоху эти половинки стали сшивать, так что получилась юбка На протяжении многих столетий юбочный костюм носили как женщины, так и мужчины. Другим типом китайского платья является длиннополый халат «шэньи» (также «чаншань», «чанпао»). Первый тип одежды был распространен среди трудового народа, так как в нем было сподручнее выполнять физическую работу, а длиннополый халат стал преимущественно одеждой служилого сословия и интеллигенции.
В Китае большое внимание уделялось этикету. Важной составной частью этикета была манера одеваться. По одежде судили о знатности и социальном положении. Для разных сословий и рангов существовали строгие правила, касающиеся материала, была манера одеваться. По одежде судили о знатности и социальном положении человека. Для разных сословий и служебных рангов существовали строгие установления, касавшиеся качества материала для одежды, покроя, орнамента, окраски. Высокопоставленные чиновники носили одежду из шелка, тогда как рядовые китайцы одевались в платье из хлопчатобумажной ткани, их так и называли — «буи» («хлопчатобумажные одежды»). Что касается расцветки, то в эпоху Хан самым благородным считался красный цвет, при Танах — фиолетовый, в более поздние династии, включая Цин, желтый цвет считался исключительно императорским. Одежда простого народа была окрашена в темно-синий, белый, черный и серый цвета. О простом народе так и говорили — «белые одежды». В отношении орнамента право на драконовый орнамент было исключительной привилегией императора. При Цинах чиновники носили поверх халата короткую куртку «гуа», на которой спереди и сзади был вышит знак должностного отличия: у гражданских чиновников это было изображение райских птиц и животных, у военачальников — мудрых змей и зверей.
Для поддержания иерархических различий правители Древнего Китая неизменно вводили строгие правила ношения одежды, нарушение которых влекло за собой строгое наказание. Так, в Уложениях Минской империи за указанное нарушение полагались 50 ударов розгами для рядового китайца и 100 ударов батогами, для чиновников. Известно немало случаев, когда смельчаков, осмелившихся использовать орнамент с драконами приговаривали к смертной казни. В условиях жестких ограничений в одежде, различия в костюме, отражавшие сословно-иерархическую градацию, сохранялись на протяжении длительного пери-
Трехцветные глазурованные статуэтки. Династия Тан |
ода. Разумеется, порой ограничения несколько смягчались, но с приходом новых правителей на смену «вольнице» снова приходил период жестких регламентаций.
Особенности разных династий нашли отражение в манере одеваться. В эпоху Тан, отличавшуюся свободными нравами и внешней открытостью, женщины высшего света решительно отказались от традиционной одежды глухого покроя, скрывавшей прелести женской фигуры, и стали носить наряды с широкими, свободно ниспадающими рукавами и воротом, оставлявшим открытыми шею и грудь. Более вольной стала и прическа, волосы зачесывали высоко, так что лоб оставался открытым. Бывало даже, что дамы рядились в мужской костюм. По древней традиции, хань — цы — мужчины и женщины — с младенчества никогда не стригли волос. Но вот установилась маньчжурская династия Цин, и маньчжуры ввели обычай, предписывавший мужчинам брить лоб и темя, а сзади собирать волосы в
длинную косу. Был введен мужской костюм, состоявший из долгополого халата «чанпао» и верхней куртки «магуа». Маньчжурский женский костюм представлял собой длинный халат с боковыми разрезами «ципао». Ципао, претерпев некоторые изменения, к 20-м годам XX века стал общепринятой одеждой китайских женщин. После падения династии Цин китайские студенты, обучавшиеся в Японии, стали носить френч «а ля Сунь Ятсен», он считался в свое время самым «современным» костюмом в Китае. Потом в Китай проник костюм европейского покроя «сифу» («западный костюм»). Введенные маньчжурами «чанпао» и «магуа» постепенно вышли из моды.