Одежда

От эпохи к эпохе одежда китайцев претерпевала из­менения. Кроме того, у каждой этнической группы, насе­ляющей Китай, имеются свои традиции в одежде и ак­сессуарах. Говоря в общем, в Центральном Китае, к югу от Великой стены принято было запахивать одежду на­право, а в районах к северу от нее — налево. Северные ко­чевые народы, проводившие значительную часть жизни в седле, носили короткую куртку с узкими рукавами, брю­ки и сапоги, такая одежда не стесняла движений при стрельбе из лука. Жители центральных районов называли народы, проживавшие у северных и западных границ, «хусцами», а их одежду «хуфу» («хуской одеждой»). В про­цессе обмена и смешения наций в одежде китайцев про­изошли кое-какие изменения, отмеченные влиянием дру­гих народов. Так, одежда танского периода носит явные черты влияния Западного края. Еще раньше, в эпоху Во­юющих царств, правитель царства Чжао приказал ввести в войсках одежду «хуфу», поскольку она была удобной для верховой езды и стрельбы из лука.

Но несмотря на различия, на протяжении тысячеле­тий сохранилось два типа костюма: один тип — это ком­плект, состоящий из двух частей: верхней куртки «и» и нижней части «шан». Нижняя половина костюма перво­начально представляла собой два раздельных куска мате­рии, прикрывавших переднюю и заднюю части тела. В Ханьскую эпоху эти половинки стали сшивать, так что получилась юбка На протяжении многих столетий юбоч­ный костюм носили как женщины, так и мужчины. Дру­гим типом китайского платья является длиннополый ха­лат «шэньи» (также «чаншань», «чанпао»). Первый тип одежды был распространен среди трудового народа, так как в нем было сподручнее выполнять физическую рабо­ту, а длиннополый халат стал преимущественно одеждой служилого сословия и интеллигенции.

В Китае большое внимание уделялось этикету. Важной составной частью этикета была манера одеваться. По одежде судили о знатности и социальном положении. Для разных сословий и рангов существовали строгие правила, касающиеся материала, была манера одеваться. По одеж­де судили о знатности и социальном положении челове­ка. Для разных сословий и служебных рангов существо­вали строгие установления, касавшиеся качества матери­ала для одежды, покроя, орнамента, окраски. Высокопос­тавленные чиновники носили одежду из шелка, тогда как рядовые китайцы одевались в платье из хлопчатобумаж­ной ткани, их так и называли — «буи» («хлопчатобумаж­ные одежды»). Что касается расцветки, то в эпоху Хан са­мым благородным считался красный цвет, при Танах — фиолетовый, в более поздние династии, включая Цин, жел­тый цвет считался исключительно императорским. Одеж­да простого народа была окрашена в темно-синий, белый, черный и серый цвета. О простом народе так и говори­ли — «белые одежды». В отношении орнамента право на драконовый орнамент было исключительной привилеги­ей императора. При Цинах чиновники носили поверх ха­лата короткую куртку «гуа», на которой спереди и сзади был вышит знак должностного отличия: у гражданских чи­новников это было изображение райских птиц и живот­ных, у военачальников — мудрых змей и зверей.

Для поддержания иерархических различий правители Древнего Китая неизменно вводили строгие правила но­шения одежды, нарушение которых влекло за собой стро­гое наказание. Так, в Уложениях Минской империи за ука­занное нарушение полагались 50 ударов розгами для рядо­вого китайца и 100 ударов батогами, для чиновников. Из­вестно немало случаев, когда смельчаков, осмелившихся ис­пользовать орнамент с драконами приговаривали к смерт­ной казни. В условиях жестких ограничений в одежде, раз­личия в костюме, отражавшие сословно-иерархическую градацию, сохранялись на протяжении длительного пери-

Трехцветные глазурованные статуэтки. Династия Тан

ода. Разумеется, порой ограничения несколько смягчались, но с приходом новых правителей на смену «вольнице» сно­ва приходил период жестких регламентаций.

Особенности разных династий нашли отражение в ма­нере одеваться. В эпоху Тан, отличавшуюся свободными нравами и внешней открытостью, женщины высшего све­та решительно отказались от традиционной одежды глу­хого покроя, скрывавшей прелести женской фигуры, и ста­ли носить наряды с широкими, свободно ниспадающими рукавами и воротом, оставлявшим открытыми шею и грудь. Более вольной стала и прическа, волосы зачесывали высо­ко, так что лоб оставался открытым. Бывало даже, что дамы рядились в мужской костюм. По древней традиции, хань — цы — мужчины и женщины — с младенчества никогда не стригли волос. Но вот установилась маньчжурская динас­тия Цин, и маньчжуры ввели обычай, предписывавший мужчинам брить лоб и темя, а сзади собирать волосы в

длинную косу. Был введен мужской костюм, состоявший из долгополого халата «чанпао» и верхней куртки «магуа». Маньчжурский женский костюм представлял собой длин­ный халат с боковыми разрезами «ципао». Ципао, претер­пев некоторые изменения, к 20-м годам XX века стал об­щепринятой одеждой китайских женщин. После падения династии Цин китайские студенты, обучавшиеся в Японии, стали носить френч «а ля Сунь Ятсен», он считался в свое время самым «современным» костюмом в Китае. Потом в Китай проник костюм европейского покроя «сифу» («за­падный костюм»). Введенные маньчжурами «чанпао» и «магуа» постепенно вышли из моды.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru