Фарфор

Китай — родина фарфора. Ассортимент фарфоровых изделий, помимо столовой посуды, сосудов для вина и чай­ных сервизов, включает также художественные поделки: фигуры животных и человека, цветочно-растительные композиции. Со времен глубокой древности фарфор на­ряду с шелком был важнейшей статьей китайского экс­порта. На многих обнаруженных затонувших во время кораблекрушений торговых судах были найдены фарфо­
ровые изделия китайского производства. Китайский фар — фор украшает экспозиции многих музеев мира.Гага

Предшественником фарфора была керамика. При рас­копках городищ 7—8-тысячелетней давности, относящих­ся к периоду первобытного строя, были найдены керами­ческая посуда, пиалы, подносы и горшки. При династии Хань керамическое производство приобрело невиданные дотоле масштабы, причем значительно повысилось каче­ство изделий. Высокого уровня достигла терракотовая скульптура. Примером служат изготовленные из террако­ты фигуры воинов и лошадей, найденные в гробнице Цинь Шихуана, а также фигурки скоморохов, чтецов, музыкан­тов и акробатов ханьского периода. Танская трехцветная керамика, представленная главным образом скульптурны­ми изображениями людей, лошадей и верблюдов, озна­чала новый подъем в художественной керамике.

Изделия из фарфора имеют по сравнению с керами­ческими более тонкую структуру, более гладкую поверх-

Трехцветная погребальная статуэтка всадника

ность и легче моются. Древнейшими фарфо­ровыми изделиями на территории Китая яв­ляются глазурованные сосуды черного цвета, извлеченные в городи­ще эпохи Шан. Судя по ним в те времена техника глазурования была примитивной, глазурное покрытие было неравномерным по толщине и непроч­ным. Этот вид фарфо­

ра называют «перво — Керамический сосуд с орнаментом

в виде рыбок. Аинастия Мин.

бытным». С тех пор прошла почти тысяча

лет, и в эпоху Восточ­ная Хань стали производить фарфоровые изделия, позво­лявшие говорить о фарфоре в подлинном значении этого понятия.

В эпоху Тан технология фарфора была всесторонне усовершенствована, появились фарфоровые мастерские, чья продукция пользовалась широкой известностью. Осо­бенностью фарфорового производства было то, что на юге производили главным образом фарфор черного цве­та, а на севере — белого. К югу от Янцзы центром фар­форового производства была провинция Чжэцзян, на Севере — провинция Хэбэй. До сих пор наиболее рас­пространенным видом является белый фарфор и изде­лия на его основе.

Всемирную известность приобрел сунский фарфор. Он появился благодаря важным нововведениям в фарфоро­вом производстве. На смену архитектонике «черного фар­фора юга и белого фарфора севера» пришла ситуация на-

личия многочисленных мастерских и школ. Фарфоро-об — жиговые печи возводились повсеместно, но наибольшей известностью пользовались 30 из них, а самыми извест­ными были пять заводов: Дин, Цзюнь, Гэ, Жу и Гуань. Сун — ский фарфор отличается большим изяществом и вызыва­ет высокое эстетическое наслаждение. Постепенно с рос­том масштабов производства фарфор прочно вошел в на­родный быт, продолжая оставаться важным экспортным товаром.

При династии Сун фарфоровое производство пережи­вает «золотой век». При всех последующих династиях мас­штабы производства неизменно росли, совершенствова­лась технология. При династии Мин вырос поселок Цзин — дэчжэнь (пров. Цзянси), обретший славу «фарфорового града». О нем говорили: «При Минах самый хороший фар­фор производился в Цзиндэчжэне». Наибольшей популяр-

Сосуд с крышкой, разрисованный узором в виде красного дракона. Глазурованная керамика. Династия Юань

ностью в эпоху Мин пользовался фарфор сорта «цинхуацы», изделия этого сорта имеют белую осно­ву, по которой идет синий узор на из­любленные темы: пейзажи с горами и водоемами, птицы и цветы и пр. Такое оформление напо­минало живопись тушью и дышало традиционным на­циональным коло­ритом.

Период с середи­ны XVII в. до конца XVIII в. считается

Чан с видом павильона Тэнвангэ (селадон). Аннастия Мин

кульминационным в развитии фарфорового производства. Императорский двор непосредственно оказывал поддер­жку цзиндэчжэньским фарфоровым мастерским. Числен­ность рабочих там достигла 100 тысяч. Большими люби­телями художественного фарфора были первые правите­ли династии Цин. Они посылали в места фарфорового про­изводства инспекторов, а кроме того, самолично интере­совались производством на мастерских, поставлявших фарфор ко двору. Придворным художникам поручали за­казы на орнаменты для украшения фарфоровых изделий. К орнаментам на тему рыбок, цветов, бамбука и пр. при­бавились темы подлинных живописных произведений — пейзажей, человеческих персонажей, фрагментов по мо­тивам повестей, драм и преданий. Изделия из фарфора

стали украшать также стихотворными строками, выпол­ненными каллиграфическим почерком, и художественны­ми надписями. Все это придавало фарфоровым поделкам еще большую художественную ценность.

С династии Сун вплоть до падения Цинов в Китае су­ществовали официальные мастерские, изготовлявшие фар­фор специально для императорского двора, а фарфор для общего пользования делали в других мастерских. В офи­циальных мастерских не стояли за расходами, добиваясь высокого качества и красоты оформления, к тому же мас­штаб выпускаемой продукции был ограничен. Как пра­вило, продукция этих мастерских не предназначалась для рыночной продажи. Обычные мастерские выпускали про­дукцию в большом количестве, включая дорогостоящие сорта, предназначавшиеся для высших слоев общества, и более грубую продукцию, рассчитанную на рядовых жи­телей. Фарфоровые изделия разных эпох сегодня рассмат­риваются как ценнейший антиквариат.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru