Китай — родина фарфора. Ассортимент фарфоровых изделий, помимо столовой посуды, сосудов для вина и чайных сервизов, включает также художественные поделки: фигуры животных и человека, цветочно-растительные композиции. Со времен глубокой древности фарфор наряду с шелком был важнейшей статьей китайского экспорта. На многих обнаруженных затонувших во время кораблекрушений торговых судах были найдены фарфо
ровые изделия китайского производства. Китайский фар — фор украшает экспозиции многих музеев мира.Гага
Предшественником фарфора была керамика. При раскопках городищ 7—8-тысячелетней давности, относящихся к периоду первобытного строя, были найдены керамическая посуда, пиалы, подносы и горшки. При династии Хань керамическое производство приобрело невиданные дотоле масштабы, причем значительно повысилось качество изделий. Высокого уровня достигла терракотовая скульптура. Примером служат изготовленные из терракоты фигуры воинов и лошадей, найденные в гробнице Цинь Шихуана, а также фигурки скоморохов, чтецов, музыкантов и акробатов ханьского периода. Танская трехцветная керамика, представленная главным образом скульптурными изображениями людей, лошадей и верблюдов, означала новый подъем в художественной керамике.
Изделия из фарфора имеют по сравнению с керамическими более тонкую структуру, более гладкую поверх-
Трехцветная погребальная статуэтка всадника
ность и легче моются. Древнейшими фарфоровыми изделиями на территории Китая являются глазурованные сосуды черного цвета, извлеченные в городище эпохи Шан. Судя по ним в те времена техника глазурования была примитивной, глазурное покрытие было неравномерным по толщине и непрочным. Этот вид фарфо
ра называют «перво — Керамический сосуд с орнаментом
в виде рыбок. Аинастия Мин.
бытным». С тех пор прошла почти тысяча
лет, и в эпоху Восточная Хань стали производить фарфоровые изделия, позволявшие говорить о фарфоре в подлинном значении этого понятия.
В эпоху Тан технология фарфора была всесторонне усовершенствована, появились фарфоровые мастерские, чья продукция пользовалась широкой известностью. Особенностью фарфорового производства было то, что на юге производили главным образом фарфор черного цвета, а на севере — белого. К югу от Янцзы центром фарфорового производства была провинция Чжэцзян, на Севере — провинция Хэбэй. До сих пор наиболее распространенным видом является белый фарфор и изделия на его основе.
Всемирную известность приобрел сунский фарфор. Он появился благодаря важным нововведениям в фарфоровом производстве. На смену архитектонике «черного фарфора юга и белого фарфора севера» пришла ситуация на-
личия многочисленных мастерских и школ. Фарфоро-об — жиговые печи возводились повсеместно, но наибольшей известностью пользовались 30 из них, а самыми известными были пять заводов: Дин, Цзюнь, Гэ, Жу и Гуань. Сун — ский фарфор отличается большим изяществом и вызывает высокое эстетическое наслаждение. Постепенно с ростом масштабов производства фарфор прочно вошел в народный быт, продолжая оставаться важным экспортным товаром.
При династии Сун фарфоровое производство переживает «золотой век». При всех последующих династиях масштабы производства неизменно росли, совершенствовалась технология. При династии Мин вырос поселок Цзин — дэчжэнь (пров. Цзянси), обретший славу «фарфорового града». О нем говорили: «При Минах самый хороший фарфор производился в Цзиндэчжэне». Наибольшей популяр-
Сосуд с крышкой, разрисованный узором в виде красного дракона. Глазурованная керамика. Династия Юань
ностью в эпоху Мин пользовался фарфор сорта «цинхуацы», изделия этого сорта имеют белую основу, по которой идет синий узор на излюбленные темы: пейзажи с горами и водоемами, птицы и цветы и пр. Такое оформление напоминало живопись тушью и дышало традиционным национальным колоритом.
Период с середины XVII в. до конца XVIII в. считается
Чан с видом павильона Тэнвангэ (селадон). Аннастия Мин
кульминационным в развитии фарфорового производства. Императорский двор непосредственно оказывал поддержку цзиндэчжэньским фарфоровым мастерским. Численность рабочих там достигла 100 тысяч. Большими любителями художественного фарфора были первые правители династии Цин. Они посылали в места фарфорового производства инспекторов, а кроме того, самолично интересовались производством на мастерских, поставлявших фарфор ко двору. Придворным художникам поручали заказы на орнаменты для украшения фарфоровых изделий. К орнаментам на тему рыбок, цветов, бамбука и пр. прибавились темы подлинных живописных произведений — пейзажей, человеческих персонажей, фрагментов по мотивам повестей, драм и преданий. Изделия из фарфора
стали украшать также стихотворными строками, выполненными каллиграфическим почерком, и художественными надписями. Все это придавало фарфоровым поделкам еще большую художественную ценность.
С династии Сун вплоть до падения Цинов в Китае существовали официальные мастерские, изготовлявшие фарфор специально для императорского двора, а фарфор для общего пользования делали в других мастерских. В официальных мастерских не стояли за расходами, добиваясь высокого качества и красоты оформления, к тому же масштаб выпускаемой продукции был ограничен. Как правило, продукция этих мастерских не предназначалась для рыночной продажи. Обычные мастерские выпускали продукцию в большом количестве, включая дорогостоящие сорта, предназначавшиеся для высших слоев общества, и более грубую продукцию, рассчитанную на рядовых жителей. Фарфоровые изделия разных эпох сегодня рассматриваются как ценнейший антиквариат.