Дворцовые сооружения

Дворцовые сооружения, предназначавшиеся для им­ператора и императорской фамилии, не имеют себе рав­ных среди дошедших до нас древних архитектурных со­оружений как по грандиозности масштаба, так и по ка­честву строительства. В этом, в частности, одно из отли­чий Китая от тех стран, где на первом месте по масштаб­ности и помпезности стоят культовые сооружения.kahovka-service

Императорские дворцы в Древнем Китае строились в виде целостного ансамбля, состоящего из большого чис­ла строений. Все сооружения располагались строго по центральной оси юг-север, причем вдоль самой оси рас­полагались наиболее важные павильоны, а второстепен­ные сооружения группировались по обеим сторонам от
главных. Передняя половина комплекса служила для по­вседневных деловых отправлений и дворцовых приемов императора, на задней половине были жилые помеще­ния, сад для прогулок и пр. Будучи обнесенным высокой стеной, весь комплекс представлял собой «город в горо­де». Дворцовому ансамблю отводилось центральное ме­сто в планировке стольного града. Впереди него обычно располагался жертвенно-культовый комплекс, где импе­ратор совершал молебны и жертвоприношения в честь предков либо по другому поводу, позади дворцового ан­самбля шли торговые кварталы. Такого рода планиров­ка, подчеркивавшая центральное место императорской резиденции и отличавшаяся строгой симметрией, была призвана символизировать исключительное положение императорской власти и прочность государственного устройства. Ее придерживались архитекторы всех пра­вивших династий в Китае.

Дворцовые ворота Запретного города

Запретный город (Пекин)

Из дошедших до нас дворцовых ансамблей наиболее грандиозным и сохранившимся наилучшим образом яв­ляется императорский пурпурный Запретный город в Пекине. Его называют Гугун, что означает «древний дво­рец». Строительство началось в 1407 г., а завершено было в 1420 г. На протяжении 490 лет он служил резиденци­ей для 24 императоров династий Мин и Цин. Гугун об­несен крепостной стеной протяженностью 3 км, имеют­ся 4 ворот, обращенные к четырем сторонам света, по углам высятся угловые башни. Весь комплекс окружен рвом с водой.

В планировке Гугуна соблюдены традиции древнеки­тайского зодчества: в передней половине разместились помещения для приемов и управленческих функций им­ператора, на задней половине расположены жилые поме­щения. В передней части главными сооружениями явля­ются три павильона: Тайхэдянь, Чжунхэдян и Баохэдянь. Павильон Тайхэдянь служил местом больших дворцовых приемов по случаю коронования, дней рождения, брако­сочетания императора, по случаю начала военных дей­ствий, а также всенародных праздников — праздника Вес­ны, праздника Середины осени и пр. Во время приемов император заслушивал доклады сановников и отдавал рас­поряжения. На задней половине дворцовой территории располагаются помещения, где жили императорские жены и дети. Здесь разбит сад для прогулок, а кроме того, предусмотрены комнаты, где император занимался госу­дарственными делами.

Особенности Гугуна как архитектурного комплекса воплотили идею иерархического устройства, которое воз­главлял император. Помещения, непосредственно связан­ные с деятельностью императора, располагаются строго вдоль центральной оси симметрии, причем самый глав­ный павильон Тайхэ занимает центральное место в пере­дней половине комплекса и превосходит все остальные строения как по размеру и продуманности планировки, так и по богатству оформления. От передних ворот Умэнь открывается вид на весь комплекс, в крепостной стене которого имеется всего пять входов, центральные ворота служили исключительно для выезда императора, боковые ворота — для гражданских и военных сановников, членов императорской фамилии и лиц, выдержавших государ-

Павильон Тайхэдянь в Запретном городе

Алтарь Шэцзи

ственные экзамены на звание «цзинши». Даже в оформ­лении створок ворот придерживались рангового принци­па. Дело в том, что на поверхности створок ворот, веду­щих в Гугун, можно видеть ряды шишек-шляпок от гвоз­дей. Первоначально это действительно были шляпки гвоз­дей, которыми прибивали доски. Но со временем они ста­ли играть роль декора. Еще при Минской династии было постановлено, что для императорских дворцов ворота кра­сятся в красный цвет, а шляпки гвоздей покрываются по­золотой, для резиденций членов императорской фамилии и сановников в зависимости от ранга полагалось красить ворота в разные цвета — красный, зеленый, черный, а шишки делать соответственно из золота, бронзы, железа. Существовали установления, касавшиеся количества ши­шек. На воротах Гугуна можно сосчитать 9 рядов по 9 ши­шек в каждом ряду, всего 81. Это пожалуй самая боль­шая цифра. Для нижестоящих рангов был установлен пре­дел от 25 до 49 шишек. Строго запрещалось людям из на­рода строить помещения в стиле императорских дворцов,
покрывать кровлю золотистого цвета черепицей, в Пеки­не запрещалось также строить здания, которые по высо­те превосходили бы императорский дворец. Словом, идея непревзойденного величия императора и неприкосновен­ности императорского авторитета была доведена до куль­минации.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru