Культовая архитектура

В древности китайцы поклонялись Небу, Земле, предкам и многочисленным святым. В их честь устраивались молебны и жертвоприно­шения, ритуал которых сформировался еще в эпо­ху Чжоу. Этот риту ал стал непременной состав­ной частью образа жизни феодальных правителей. Среди культовых сооружений на первом месте как по рангу, так и по масштабам стояли сооружения} предназначенные для совершения жертвоприноше­ний императором. Судя по сохранившимся в Пе­кине культовым сооружениям расположение их в плане города было не случайным, а строго уста­новленным. Алтарь Неба находится к югу от им­ператорского дворца, алтарь Земли — к северу, алтарь Солнца — к востоку, алтарь Ауны — к за­паду, а императорская кумирня Таймяо и алтарь Шэцзи расположены по обе стороны императорс­кого дворцового комплекса в непосредственной бли­зости к нему.http://mountainsphoto.ru

Термин «шэцзи» составлен из двух иероглифов: «шэ» — бог земли и «цзи» — бог злаков. В Китае, где преобладало аграрное хозяйство, «шэцзи» фак­тически олицетворяло государство в целом. Стро­ительство алтарей «шэцзи» восходит к глубокой древности. Алтарь Шэцзи, построенный при дина­стии Мин, в настоящее время находится на тер-

Храм Неба, где императоры совергиали молебны об урожае

ришории парка имени Сунь Ятсена. Он представ­ляет собой квадратное возвышение с основанием 15ми высотой 1 м, поверхность которого выло­жена землей пяти цветов: в центре земля желто­го цвета, часть, обращенная к югу, — красного, ча­сти, обращенные к западу, северу и востоку соот­ветственно белого, черного и темно-синего цветов. Такое оформление символизировало распростране­ние императорской власти на всю территорию и окраины государства.

Кумирня Таймяо расположена симметрично по отношению к алтарю Шэцзи, там, где сегодня разбит Парк культуры трудящихся, то есть к во­стоку от. Тугуна. Аля императоров династий Мин и Цин она была местом совершения молебнов и жертвоприношений в честь предков. В архитек-

турком отношении кумирня представляет собой тщательно спланированный комплекс сооруже­ний прямоугольной формы, обнесенный тремя рядами стен. Главными сооружениями остают­ся три павильона: передний, срединный и задний. По обеим сторонам от них расположены подсоб­ные флигели.

Китайские императоры ежегодно устраивали грандиозные молебны с жертвоприношениями, про­ся у Неба, Земли, Солнца, Куны, Богов гор и рек бла­гоприятной погоды, хорошего урожая, прочности государственного устройства и мира в Поднебес­ной. Самым важным был ритуал жертвоприноше­ний Небу. Считалось, что император является Сыном Неба и правит от имени Неба. Ему же при­надлежало монопольное право устраивать цере­мониал в честь Неба. Простому народу устраи­вать подобные ритуалы категорически воспреща­лось. Святилище, где проходили молебны в честь Неба, — алтарь Неба в Пекине — наиболее хоро­шо сохранившееся сооружение подобного рода. По размеру занимаемой территории комплекс храма Неба в три раза превосходит Тугун.

Домашняя кумирня семьи Чэнь в пров. Гуандун

По оси север-юг, расположенной несколько к во­стоку по отношению к оси симметрии Тугуна, располагаются три главных сооружения храма: алтарь Неба на юге, далее к северу павильон Ху — анцюнъю и павильон Циняньдянь. Алтарь пред­ставляет собой круглую платформу, выложен­ную мрамором, на верх которой ведут три яруса ступенек. По окружности алтаря идет колонна­да из резных мраморных столбиков. Именно здесь проводился риту ал молебнов в честь Неба. Пави­льон Хуанцюнъю также круглой формы, имеет од­ноярусную крышу, он служил, для возложения ме­мориальных табличек, посвященных небесным
божествам. Этот павильон находится в г§ентре круглого дворика, обнесенного глухой стеной, по­строенной так, что слово, произнесенное у одно­го конца стены, хорошо слышно у другого ее кон­ца. За этот эффект стена получила название «стены эхо». К северу от павильона Хуанцюнъю находится павильон Циняньдянь, имеющий в пла­не круглую формуу с трехъярусной кровлей. В э — том павильоне император совершал молебны во имя хорошего урожая, поэтому все архитектур­ное оформление павильона связано с сельским хо­зяйством. Так, например, четыре главных колон­ны символизируют четыре времени года: весну, лето, осень и зиму; поддерживающие нижний ярус кровли 12 колонн символизируют 12 временных периодов суток, другие 12 колонн,, ня которых по­коится второй ярус кровли, символизируют

12 месяцев года, а взятые вместе 24 колонны сим­волизируют 24 сезонных периода в году.

Помимо культовых сооружений, предназначав­шихся для императорской семьи, в народе суще­ствовали и сохранились до наших дней многочис­ленные культовые постройки: кумирни и храмы, в них поклонялись предкам или устраивали молеб­ны в честь легендарных деятелей, причисленных к сонму святых. Эти постройки, как правило, от­мечены местным колоритом.

В древнем Китае испокон веков существовал со — словно-родовой порядок, иногда целая деревня или даже несколько деревень носили одну фамилию и все жители состояли в кровном родстве друг с дру­гом. В такой общине, зиждившейся на авторитар­ном принципе, вся власть сосредоточивалась в ру­ках старейшины, пользовавшегося непререкаемым авторитетом. Вся организационная система по­коилась на сословно-иерархическом принципе, а для поддержания ее существовал строгий кодекс норм поведения, за нарушения которого полагались жестокие наказания. Одним из содержаний сослов- но-иерархического порядка были канонизированные отношения и родственные связи: в обращении друг к другу придерживались терминов, определявших, к примеру, отношение старших к младшим и, на­оборот, разницу между сыновьями (внуками) по прямой и побочным линиям, подчеркивавших от­ношения подчиненного и вышестоящего по иерар­хической или сословной лестнице. Такая сословно­родовая система служила опорой всего феодального устройства общества, через нее проводились в жизнь государственные политические установки и некоторые общественные функции. Например, со­словно-родовой социум курировал сбор податей среди своих членов, улаживал внутренние споры,

вел воспитательную работу среди членов общины, а также организовывал ритуальные мероприятия: молебны в честь богов, поминовения предков и пр. В каждой общине имелся свой фамильно-родовой храм, кроме того, 0 богатых семьях были домаш­ние кумирни для жертвоприношений предкам. Эти учреждения «сытанх» служили помимо того так­же местом проведения собраний общины, на кото­рых обсуждались дела общины, разбирались споры, выносились, а иногда тут же на месте приводились в исполнение приговоры провинившимся. При них строились также театральные подмостки, шко­лы и общественные склады, то есть они постепен­но становились общественными сооружениями. Как правило они имеют большие размеры и луч­шее качество строительства по сравнению с жи­лищами рядовых сельчан. Чем богаче и знатнее се­мья, тем более помпезный «сытанх» строила она.

ЩІШрШ

Могила Юсуфа Баласагунского

Буддийские божества Лунмэня

Иногда это был. целый комплекс с несколькими дво­рикамис, главный павильон делался просторным с высоким потолком и богатым скулъптурно-рез — ным оформлением.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru