В древности китайцы поклонялись Небу, Земле, предкам и многочисленным святым. В их честь устраивались молебны и жертвоприношения, ритуал которых сформировался еще в эпоху Чжоу. Этот риту ал стал непременной составной частью образа жизни феодальных правителей. Среди культовых сооружений на первом месте как по рангу, так и по масштабам стояли сооружения} предназначенные для совершения жертвоприношений императором. Судя по сохранившимся в Пекине культовым сооружениям расположение их в плане города было не случайным, а строго установленным. Алтарь Неба находится к югу от императорского дворца, алтарь Земли — к северу, алтарь Солнца — к востоку, алтарь Ауны — к западу, а императорская кумирня Таймяо и алтарь Шэцзи расположены по обе стороны императорского дворцового комплекса в непосредственной близости к нему.http://mountainsphoto.ru
Термин «шэцзи» составлен из двух иероглифов: «шэ» — бог земли и «цзи» — бог злаков. В Китае, где преобладало аграрное хозяйство, «шэцзи» фактически олицетворяло государство в целом. Строительство алтарей «шэцзи» восходит к глубокой древности. Алтарь Шэцзи, построенный при династии Мин, в настоящее время находится на тер-
Храм Неба, где императоры совергиали молебны об урожае
ришории парка имени Сунь Ятсена. Он представляет собой квадратное возвышение с основанием 15ми высотой 1 м, поверхность которого выложена землей пяти цветов: в центре земля желтого цвета, часть, обращенная к югу, — красного, части, обращенные к западу, северу и востоку соответственно белого, черного и темно-синего цветов. Такое оформление символизировало распространение императорской власти на всю территорию и окраины государства.
Кумирня Таймяо расположена симметрично по отношению к алтарю Шэцзи, там, где сегодня разбит Парк культуры трудящихся, то есть к востоку от. Тугуна. Аля императоров династий Мин и Цин она была местом совершения молебнов и жертвоприношений в честь предков. В архитек-
турком отношении кумирня представляет собой тщательно спланированный комплекс сооружений прямоугольной формы, обнесенный тремя рядами стен. Главными сооружениями остаются три павильона: передний, срединный и задний. По обеим сторонам от них расположены подсобные флигели.
Китайские императоры ежегодно устраивали грандиозные молебны с жертвоприношениями, прося у Неба, Земли, Солнца, Куны, Богов гор и рек благоприятной погоды, хорошего урожая, прочности государственного устройства и мира в Поднебесной. Самым важным был ритуал жертвоприношений Небу. Считалось, что император является Сыном Неба и правит от имени Неба. Ему же принадлежало монопольное право устраивать церемониал в честь Неба. Простому народу устраивать подобные ритуалы категорически воспрещалось. Святилище, где проходили молебны в честь Неба, — алтарь Неба в Пекине — наиболее хорошо сохранившееся сооружение подобного рода. По размеру занимаемой территории комплекс храма Неба в три раза превосходит Тугун.
Домашняя кумирня семьи Чэнь в пров. Гуандун
По оси север-юг, расположенной несколько к востоку по отношению к оси симметрии Тугуна, располагаются три главных сооружения храма: алтарь Неба на юге, далее к северу павильон Ху — анцюнъю и павильон Циняньдянь. Алтарь представляет собой круглую платформу, выложенную мрамором, на верх которой ведут три яруса ступенек. По окружности алтаря идет колоннада из резных мраморных столбиков. Именно здесь проводился риту ал молебнов в честь Неба. Павильон Хуанцюнъю также круглой формы, имеет одноярусную крышу, он служил, для возложения мемориальных табличек, посвященных небесным
божествам. Этот павильон находится в г§ентре круглого дворика, обнесенного глухой стеной, построенной так, что слово, произнесенное у одного конца стены, хорошо слышно у другого ее конца. За этот эффект стена получила название «стены эхо». К северу от павильона Хуанцюнъю находится павильон Циняньдянь, имеющий в плане круглую формуу с трехъярусной кровлей. В э — том павильоне император совершал молебны во имя хорошего урожая, поэтому все архитектурное оформление павильона связано с сельским хозяйством. Так, например, четыре главных колонны символизируют четыре времени года: весну, лето, осень и зиму; поддерживающие нижний ярус кровли 12 колонн символизируют 12 временных периодов суток, другие 12 колонн,, ня которых покоится второй ярус кровли, символизируют
12 месяцев года, а взятые вместе 24 колонны символизируют 24 сезонных периода в году.
Помимо культовых сооружений, предназначавшихся для императорской семьи, в народе существовали и сохранились до наших дней многочисленные культовые постройки: кумирни и храмы, в них поклонялись предкам или устраивали молебны в честь легендарных деятелей, причисленных к сонму святых. Эти постройки, как правило, отмечены местным колоритом.
В древнем Китае испокон веков существовал со — словно-родовой порядок, иногда целая деревня или даже несколько деревень носили одну фамилию и все жители состояли в кровном родстве друг с другом. В такой общине, зиждившейся на авторитарном принципе, вся власть сосредоточивалась в руках старейшины, пользовавшегося непререкаемым авторитетом. Вся организационная система покоилась на сословно-иерархическом принципе, а для поддержания ее существовал строгий кодекс норм поведения, за нарушения которого полагались жестокие наказания. Одним из содержаний сослов- но-иерархического порядка были канонизированные отношения и родственные связи: в обращении друг к другу придерживались терминов, определявших, к примеру, отношение старших к младшим и, наоборот, разницу между сыновьями (внуками) по прямой и побочным линиям, подчеркивавших отношения подчиненного и вышестоящего по иерархической или сословной лестнице. Такая сословнородовая система служила опорой всего феодального устройства общества, через нее проводились в жизнь государственные политические установки и некоторые общественные функции. Например, сословно-родовой социум курировал сбор податей среди своих членов, улаживал внутренние споры,
вел воспитательную работу среди членов общины, а также организовывал ритуальные мероприятия: молебны в честь богов, поминовения предков и пр. В каждой общине имелся свой фамильно-родовой храм, кроме того, 0 богатых семьях были домашние кумирни для жертвоприношений предкам. Эти учреждения «сытанх» служили помимо того также местом проведения собраний общины, на которых обсуждались дела общины, разбирались споры, выносились, а иногда тут же на месте приводились в исполнение приговоры провинившимся. При них строились также театральные подмостки, школы и общественные склады, то есть они постепенно становились общественными сооружениями. Как правило они имеют большие размеры и лучшее качество строительства по сравнению с жилищами рядовых сельчан. Чем богаче и знатнее семья, тем более помпезный «сытанх» строила она.
ЩІШрШ
Могила Юсуфа Баласагунского
Буддийские божества Лунмэня
Иногда это был. целый комплекс с несколькими дворикамис, главный павильон делался просторным с высоким потолком и богатым скулъптурно-рез — ным оформлением.