В Китае с его большими разностными региональными особенностями архитектура жилых построек отличается большим разнообразием. В Северном Китае преобладают жилые комплексы прямоугольной формы «сыхэюань», особенностью которых является замкнутость и отгороженность от внешнего мира. Постройки такого комплекса располагаются по четырем сторонам света, оставляя в центре пространство для внутреннего дворика. Обычно весь комплекс делится на две половины: переднюю и заднюю. В передней половине по южную сторону располагаются зал для приема посетителей, кабинет для занятий, другие комнаты для разных целей. На заднем дворе находятся собственно жилые помещения, в комнатах, обращенных к югу, как правило, отличающихся большими размерами и высоким потолком, живут старшие члены семьи, в боковых флигелях размещаются семьи сыновей. Двери всех помещений выходят на сквозную крытую галерею. По обеим сторонам главных покоев находятся пристройки, где размещаются кухня, туалет и кладовая. В большом комплексе под подсобные помещения выделяют специальный двор. «Сыхэюани» бывают с 4—5 внутренними дворами, а также с внутренними садиками, где посажены деревья и разбиты цветники.
Этнические меньшинства, проживающие в Северном Китае, раньше вели почти исключительно кочевой образ жизни и жили в юртах, которые можно было легко собрать и снова разбить при переезде на новое кочевье. Пос-rpk-tramplin.ru
Жилые постройки «тулоу» в провинции Фуцзянь
ле перехода к оседлости эти народы стали строить деревянные одноэтажные жилые дома. В районах Северо-За — падного Китая, расположенных на лессовом плато, местные жители издавна стали строить пещерные жилища, используя прочность утрамбованного лесса. Кое-где на лессовой платформе рыли глубокий и обширный котлован, в стенах которого вырывали пещерные жилые помещения, а в центре котлована разбивали внутренний двор, такие жилые комплексы напоминали «сыхэюани», как бы погруженные в толщу лесса. «Издали не увидишь ни души, но явственно услышишь лай собак», — говорят в Китае о таких лессовых жилищах. Пещерные жилища имеют ряд преимуществ: они дешевы, поскольку не требуют привозного стройматериала, в них тепло зимой и нежарко в летнюю жару.
В районах к югу от Янцзы жилая архитектура представлена несколькими типами построек. Есть жилые комплексы с просторными внутренними двориками, есть и жилые постройки вольного типа. На юге провинции Аньхой и на севере провинции Цзянси преобладают жилые ансамбли с внутренним некрытым двором
«ТЯНЬЦЗИНЬ», по сторонам которого высятся жилые постройки в два-четыре этажа. Таким образом достигается затененность двора и его хорошая проветриваемость за счет «эффекта тяги». В случае дождя вода стекает с кровель во внутренний двор, где предусмотрен водосток. «Вода со всех сторон собирается в единый сток», гласит пословица, имеющая также другой смысл: «богатство не должно утекать из семьи». Для защиты от пожара в каждом жилом ансамбле предусмотрена противопожарная стена, по высоте превосходящая все остальные постройки. Верх стены делается ступенчатообразной формы, покрывается побелкой и сверху кроется серой черепицей. Ряды таких белых ступенчатообразных стен в сочетании с серыми черепичными кровлями создают специфически южно-китайский колорит.
В провинциях Фуцзянь и Цзянси встречаются своеобразные жилые постройки «тулоу». Они представляют собой крепостные сооружения круглой или многоугольной формы, внешняя стена которых, сложенная из
Крестьянские дома в провинции Цзянси
камня и глины, имеет высоту 4—5-этажного здания, а ширину 1—2 м. В верхней части стены имеются отверстия-бойницы. Диаметр «тулоу» 50—60 м, но иногда достигает 80—90 м. Внутри крепости по ее окружности построены в три яруса (реже в 4—5 ярусов) помещения, двери которых выходят на кольцевую галерею. На нижнем этаже располагаются кухни и чуланы, на втором этаже склады для продовольствия, на третьем — собственно жилые помещения. В середине двора стоит кумирня, служащая местом собраний общины, здесь же проводятся свадебные и похоронные ритуалы. В одном «тулоу» проживают несколько десятков семей одной фамилии. Происхождение «тулоу» связано с массовой миграцией на юг, в провинции Фуцзянь и Гуандун беженцев из северных районов, спасавшихся от военных смут. Местные жители назвали их «кэцзя» (пришлые) и поначалу не слишком гостеприимно обращались с ними. Взаимопониманию мешали различия в образе жизни, менталитете. Часто возникали межэтнические распри, доходившие до вооруженных столкновений. Чтобы защитить свои семьи, «кэцзя» стали ограждать свои домашние очаги высокими крепостными стенами. Так сложился архитектурный тип «тулоу», вместе с которым сохранились культурные традиции и образ жизни «кэцзя».
В горных районах нацменьшинств Юго-Западного Китая с их влажным субтропическим климатом местные жители строят жилища на столбах, обеспечивая таким образом защиту от сырости и вторжения насекомых и змей. Дайцы (пров. Юньнань) строят жилища преимущественно из бамбука. Внизу устраиваются помещение для содержания скота и чуланы, наверху — жилые помещения. Дом окружают крытой верандой, проходящей на уровне второго этажа. Здесь хозяева занимаются ремеслом или отдыхают.