Предшественниками архитектурно-парковых ансамблей были императорские «охотные заповедники», появившиеся в XI веке до н. э. Под заповедник выбирали живописное место Сібогатой растительностью, его ограждали, рыли искусственные пруды, строили беседки и заселяли животными. Сюда на охоту приезжал император с приближенными. Традиция огороженных заповедников продолжалась и при последующих династиях, а наивысшего расцвета достигла во времена династий Мин и Цин. Именно в это время были построены большинство из сохранившихся архитектурно-парковых ансамблей. В Китае выделяют четыре типа такого рода ансамблей: императорские, частные, монастырские и природные.
Императорские садово-парковые ансамбли сосредоточены в северной части страны, так как на протяжении многих династий север был средоточием политической жизни. Эти ансамбли отличались масштабностью, наличием гор и водоемов, дворцов, теремов и беседок. Помимо развлечений император мог заниматься здесь и государственными делами. Самым великолепным императорским архитектурно-парковым ансамблем был Юаньминъюань. Строительство его началось в начале XVIII в. и продолжалось около 100 лет. В парке насчитали более 100 архитектурных памятников и пейзажных достопримечательностей. Помимо памятников китайской архитектуры здесь было немало сооружений, выполненных в европейском стиле. Европейцы, отзываясь о парке, признавали, что он «единственный из десятка тысяч парков». К сожалению, такой уникальный памятник зодчества был варварски сожжен солдатами англо-французского экспедиционного корпуса, вторгшегося в Китай в 1860 г. Остались лишь руины. Сегодня о масштабе и высоком художественном уровнеСваи
Озеро Шоусиху в городе Янчжоу
Юаньминъюаня можно судить лишь по репродукциям и летописным сведениям. Из сохранившихся императорских архитектурно-парковых ансамблей на первом месте стоит летний дворец Ихэюань.
Частные архитектурно-парковые усадьбы сосредоточены в Южном Китае, главным образом в городах Сучжоу и Янчжоу (пров. Цзянсу) и в городе Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Владельцами таких усадеб-парков были по большей части выходцы из просвещенного сословия, чиновники «дафу» и богатые торговцы. Руководствуясь желанием иметь под боком живописное место, где можно полюбоваться природой, побеседовать с друзьями или просто отдохнуть, эти люди разбивали по соседству с местом жительства крохотные парки. Они занимали очень небольшую площадь, но здесь были беседки и галереи, живописные нагромождения камней и искусственные горки, густые заросли кустов, лужайки, деревья, прудики и ручейки. И все это было спланировано тонко и с большой фантазией. Пребывание в таком парке создавало чувство удаленности от мирской суеты и сближения с природой. Представление о таких парках можно составить, посетив знаменитые сучжо — уские частные усадьбы.
Природные парки, как правило, расположены в городских пригородах, это парки открытого типа. Помимо естественного пейзажа здесь есть беседки и терема в традиционном стиле, а также культовые сооружения: буддийские и даосские монастыри. Возможно, что такие парки разбивались без первоначального подробного плана, но строители и хозяева при застройке всегда действовали в согласии с традицией древнекитайского зодчества. Многие природные парки имеют свою историю, предания и народные притчи, сохранились имена
Храм Фосянгэ в парке Ихэюанъ (Пекин)
Парк Вііншиюань, построенный при династии Цин
известных деятелей, побывавших здесь. Посетитель может увидеть сохранившиеся памятники культуры разных времен. Подобные парки существуют повсеместно, наиболее известным является парк на озере Сиху в Ханчжоу.
Особенностью китайского традиционного паркового зодчества является стремление к естественности. Будь то беседка, повисшая над искусственным прудом, теремок на обочине тропинки, горбатый мостик с перилами, но их строили так, чтобы напомнить о подобных сооружениях в реальности. Фактически садово-парковая архитектура — это миниатюрный слепок с природы, взятой в концентрированном виде. В миниатюрном парке на каждом шагу вас ожидают сюрпризы: неожиданные повороты, гроты, причудливых очертаний камни и пр., способные заинтересовать и поразить воображение. Такая манера сильно отличается от паркового стиля Европы, где преобладают строгая симметрия, ровные длинные дорожки, аккуратно подстриженные шпалеры кустов, обширные лужайки, строгой планировки цветники и газоны. Очевидно, что тут мы имеем дело с двумя резко различными художественными стилями.