Садово-парковая архитектура

Предшественниками архитектурно-парковых ансам­блей были императорские «охотные заповедники», по­явившиеся в XI веке до н. э. Под заповедник выбирали живописное место Сібогатой растительностью, его ог­раждали, рыли искусственные пруды, строили бесед­ки и заселяли животными. Сюда на охоту приезжал им­ператор с приближенными. Традиция огороженных за­поведников продолжалась и при последующих династи­ях, а наивысшего расцвета достигла во времена динас­тий Мин и Цин. Именно в это время были построены большинство из сохранившихся архитектурно-парковых ансамблей. В Китае выделяют четыре типа такого рода ансамблей: императорские, частные, монастырские и природные.

Императорские садово-парковые ансамбли сосредо­точены в северной части страны, так как на протяже­нии многих династий север был средоточием полити­ческой жизни. Эти ансамбли отличались масштабнос­тью, наличием гор и водоемов, дворцов, теремов и бе­седок. Помимо развлечений император мог занимать­ся здесь и государственными делами. Самым великолеп­ным императорским архитектурно-парковым ансамб­лем был Юаньминъюань. Строительство его началось в начале XVIII в. и продолжалось около 100 лет. В парке насчитали более 100 архитектурных памятников и пей­зажных достопримечательностей. Помимо памятников китайской архитектуры здесь было немало сооружений, выполненных в европейском стиле. Европейцы, отзы­ваясь о парке, признавали, что он «единственный из де­сятка тысяч парков». К сожалению, такой уникальный памятник зодчества был варварски сожжен солдатами англо-французского экспедиционного корпуса, вторг­шегося в Китай в 1860 г. Остались лишь руины. Сегод­ня о масштабе и высоком художественном уровнеСваи

Озеро Шоусиху в городе Янчжоу

Юаньминъюаня можно судить лишь по репродукциям и летописным сведениям. Из сохранившихся импера­торских архитектурно-парковых ансамблей на первом месте стоит летний дворец Ихэюань.

Частные архитектурно-парковые усадьбы сосредото­чены в Южном Китае, главным образом в городах Суч­жоу и Янчжоу (пров. Цзянсу) и в городе Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Владельцами таких усадеб-парков были по большей части выходцы из просвещенного сословия, чиновники «дафу» и богатые торговцы. Руководствуясь желанием иметь под боком живописное место, где можно полюбоваться природой, побеседовать с друзь­ями или просто отдохнуть, эти люди разбивали по со­седству с местом жительства крохотные парки. Они за­нимали очень небольшую площадь, но здесь были бе­седки и галереи, живописные нагромождения камней и искусственные горки, густые заросли кустов, лужай­ки, деревья, прудики и ручейки. И все это было спла­нировано тонко и с большой фантазией. Пребывание в таком парке создавало чувство удаленности от мирской суеты и сближения с природой. Представление о таких парках можно составить, посетив знаменитые сучжо — уские частные усадьбы.

Природные парки, как правило, расположены в го­родских пригородах, это парки открытого типа. Поми­мо естественного пейзажа здесь есть беседки и терема в традиционном стиле, а также культовые сооружения: буддийские и даосские монастыри. Возможно, что та­кие парки разбивались без первоначального подробно­го плана, но строители и хозяева при застройке всегда действовали в согласии с традицией древнекитайского зодчества. Многие природные парки имеют свою исто­рию, предания и народные притчи, сохранились имена

Храм Фосянгэ в парке Ихэюанъ (Пекин)

Парк Вііншиюань, построенный при династии Цин

известных деятелей, побывавших здесь. Посетитель может увидеть сохранившиеся памятники культуры разных времен. Подобные парки существуют повсеме­стно, наиболее известным является парк на озере Сиху в Ханчжоу.

Особенностью китайского традиционного паркового зодчества является стремление к естественности. Будь то беседка, повисшая над искусственным прудом, теремок на обочине тропинки, горбатый мостик с перилами, но их строили так, чтобы напомнить о подобных сооруже­ниях в реальности. Фактически садово-парковая архитек­тура — это миниатюрный слепок с природы, взятой в концентрированном виде. В миниатюрном парке на каждом шагу вас ожидают сюрпризы: неожиданные по­вороты, гроты, причудливых очертаний камни и пр., спо­собные заинтересовать и поразить воображение. Такая манера сильно отличается от паркового стиля Европы, где преобладают строгая симметрия, ровные длинные дорожки, аккуратно подстриженные шпалеры кустов, обширные лужайки, строгой планировки цветники и га­зоны. Очевидно, что тут мы имеем дело с двумя резко различными художественными стилями.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru