ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

ПоэзияinFOLIO Research Group

Художественная литература и изобразительное искус­ство являются, пожалуй, наиболее экспрессивным выра­жением национального духа. В Китае на протяжении трех тысячелетий сменилось множество династий и правите­лей, но политические перемены отнюдь не привели к пе­рерыву в развитии художественного литературного твор­чества. Чуть ли не каждая эпоха отмечена появлением и развитием того или иного литературного жанра. В исто­рию вошли «танская поэзия», «сунские строфы «цы», «юаньские мелодии «цю», «проза времен Мин-Цин» и т. д. Воистину прав был поэт, писавший о Китае как «стране, давшей миру поколения талантов, славы о каждом из ко­торых хватило на триста лет».

Поэтическо-песенное творчество зародилось в Китае в глубокой древности. Первым сборником песен была книга «Шицзин» («Книга песен»), в которой собрано 305 песен, получивших распространение в период XI— VI вв. до н. э. Особенно замечателен раздел «гофэн» («на­циональный стиль»), в котором представлены песни, от­разившие этнические особенности древних княжеств на территории Китая. Позднее в Южном Китае на основе народных песен царства Чу возник поэтический жанр «чуцы» («чуские элегии», по названию первого сборника песен в указанном жанре). Главным представителем жан­
ра «чуцы» был великий древнекитайский поэт Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.). Наиболее популяр­ным его произведением является поэма «Лисао».

Песни «гофэн» и поэма Цюй Юаня «Лисао» яви­лись родоначальниками реалистического и роман­тического жанров китайс­кой поэзии. Впоследствии оба эти названия стали употреблять вместе как синоним поэзии вообще.

Погребальная фигурка чтеца династии Хань

«Золотым веком» древ­некитайской поэзии по праву считается танская эпоха. Стихосложение и декламация стихов прочно вошли в быт как императорс­кого окружения и чиновничьих кругов, так и посетите­лей ресторанов и увеселительных заведений. Бывали слу­чаи, когда на экзаменах на звание, открывавшее путь к ка­зенной карьере, отдавали предпочтение тому из претен­дентов, кто сумел написать хорошие стихи, хотя и пока­зал скверный результат в воспроизведении по памяти ка­нонических книг. Танская эпоха дала миру большую пле­яду талантливых поэтов, в полном собрании танской по­эзии собраны стихи 2200 с лишним авторов — всего 48 900 произведений. Наибольшей известностью среди них пользуются Ли Бо, прозванный «богом поэзии», и Ду Фу, которого называли «святым от поэзии». В стихах Ли Бо, проникнутых высокой романтикой, отразилась его сво­бодолюбивая, не признающая никаких препонов, натура, он звал к уходу от приземленное™ мирской жизни. В про­тивоположность ему Ду Фу близко к сердцу принимал

страдания простых людей, выступал обличителем соци­альных пороков. Ли Бо считается представителем роман­тического направления в поэзии, а Ду Фу — представите­лем реализма.

Вслед за танской поэзией идут сунские напевы «цы». «Цы» ведут свое начало от городских народных песен. Со­хранив мелодию, поэты стали писать на нее слова. Поэто­му в жанре «цы» существует множество «мотивов», отли­чающихся своеобразной ритмикой. Широкое распрост­ранение получило творчество по «заполнению» мелодий «цы» словами. Причем в художественном отношении «цы» постепенно достигли высокого уровня. Среди поэтов жанра «цы» большого мастерства достигли Су Ши, Син Цицзы, поэтесса Ли Цинчжао и поэт Люй Юн. Су Ши и Син Цицзы положили начало возвышенному стилю, пре­исполненному пафоса, а Ли Цинчжао и Люй Юн дали бле­стящие образцы изящных лирических «цы». Сунские «цы»

Иллюстрация к роману «Западный флигель». Аинастия Юань

по праву ставят в один ряд с танской поэзией. Взятые вме­сте они составляют наивысшее проявление китайского по­этического таланта. Образованные китайцы чрезвычайно высоко оценивают поэзию, считая, что она облагоражи­вающе воздействует на душу человека. И в наши дни вряд ли найдется образованный китаец, не умеющий прочи­тать на память кого-нибудь из древнекитайских поэтов.

В отличие от западных поэтов в произведениях древне­китайских поэтов меньше экспрессии, они более сдержан­ны в выражении эмоций, не в манере китайских поэтов неприкрыто обнажать свои чувства, они предпочитают иносказательную форму, намеки. Эта манера отличает не только поэзию, но и другие виды искусства, например жи­вопись. Хорошим считается стихотворное произведение, в котором «в ограниченном наборе слов кроется безгранич­но мысли». Нередко поэты прибегали к иносказательной форме, подменяя подлинных героев посторонними обра­зами и предоставляя читателю расшифровывать глубоко спрятанную мысль. В целом китайской поэзии присущи лаконизм (чему способствует специфика китайской иерог­лифической письменности), строгий отбор лексики, при­ем иносказаний, соблюдение рифмы и ритма Эти особен­ности делают древнекитайскую поэзию весьма трудной для перевода на иностранные языки.

Древнекитайская поэзия — это литература лирическая. Что касается повествовательной литературы, то она по­явилась много позднее и успехи ее не идут в сравнение с лирической поэзией. У древних китайцев не появилось таких крупномасштабных героических эпосов, которые возникли у национальных меньшинств, проживающих на территории Китая. Китайское традиционное литературо­ведение причисляло к «истинно художественным произ­ведениям» лишь поэзию и публицистические сочинения на философско-политические темы. Что же касается но­веллистического жанра, то он не считался настоящей ли­тературой, длинная короткая проза приравнивалась к на­родным байкам, которыми пробавлялись городские низы. Также не считалась истинной литературой драматургия и тем более тексты для эстрадных номеров. Таким обра­зом, бурный расцвет прозы пришелся лишь на XVI— XVIII вв. Но и в этом жанре появились мировые шедев­ры. Это прежде всего четыре романа, составившие китай­скую классическую прозу: «Троецарствие» (Ло Гуанчжун, 1330—1400 гг.), «Речные заводи» (Ши Найань, живший на рубеже династий Юань и Мин), «Путешествие на За­пад» (У Чэнъэнь, 1500— 1582 гг.) и «Сон в красном тере­ме» (Цао Сюэцин, 1715—1764 гг.). Последний из пере­численных романов — «Сон в красном тереме» — счита­ется лучшим в китайской прозаической литературе. Ро­ман описывает историю трагической любви между геро­ями романа, дает широкую картину быта в Китае эпох Юань и Мин. Современники выхода романа в свет гово­рили: «Все разговоры только и крутились вокруг «Крас­ного терема», и даже удовольствие от любимой поэзии блекло».

Говоря в целом, в центре внимания китайских писате­лей и поэтов были политические и этико-философские темы, это обстоятельство связано с традиционным взгля­дом на поэзию как на средство духовного воспитания. Кроме того, на поэтов и художников большое влияние оказали даосские представления, превозносившие свобо­ду духа и насаждавшие культ природы. Недаром значи­тельная часть произведений литературы и искусства со­зданы на тему природы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru