ПоэзияinFOLIO Research Group
Художественная литература и изобразительное искусство являются, пожалуй, наиболее экспрессивным выражением национального духа. В Китае на протяжении трех тысячелетий сменилось множество династий и правителей, но политические перемены отнюдь не привели к перерыву в развитии художественного литературного творчества. Чуть ли не каждая эпоха отмечена появлением и развитием того или иного литературного жанра. В историю вошли «танская поэзия», «сунские строфы «цы», «юаньские мелодии «цю», «проза времен Мин-Цин» и т. д. Воистину прав был поэт, писавший о Китае как «стране, давшей миру поколения талантов, славы о каждом из которых хватило на триста лет».
Поэтическо-песенное творчество зародилось в Китае в глубокой древности. Первым сборником песен была книга «Шицзин» («Книга песен»), в которой собрано 305 песен, получивших распространение в период XI— VI вв. до н. э. Особенно замечателен раздел «гофэн» («национальный стиль»), в котором представлены песни, отразившие этнические особенности древних княжеств на территории Китая. Позднее в Южном Китае на основе народных песен царства Чу возник поэтический жанр «чуцы» («чуские элегии», по названию первого сборника песен в указанном жанре). Главным представителем жан
ра «чуцы» был великий древнекитайский поэт Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.). Наиболее популярным его произведением является поэма «Лисао».
Песни «гофэн» и поэма Цюй Юаня «Лисао» явились родоначальниками реалистического и романтического жанров китайской поэзии. Впоследствии оба эти названия стали употреблять вместе как синоним поэзии вообще.
Погребальная фигурка чтеца династии Хань
«Золотым веком» древнекитайской поэзии по праву считается танская эпоха. Стихосложение и декламация стихов прочно вошли в быт как императорского окружения и чиновничьих кругов, так и посетителей ресторанов и увеселительных заведений. Бывали случаи, когда на экзаменах на звание, открывавшее путь к казенной карьере, отдавали предпочтение тому из претендентов, кто сумел написать хорошие стихи, хотя и показал скверный результат в воспроизведении по памяти канонических книг. Танская эпоха дала миру большую плеяду талантливых поэтов, в полном собрании танской поэзии собраны стихи 2200 с лишним авторов — всего 48 900 произведений. Наибольшей известностью среди них пользуются Ли Бо, прозванный «богом поэзии», и Ду Фу, которого называли «святым от поэзии». В стихах Ли Бо, проникнутых высокой романтикой, отразилась его свободолюбивая, не признающая никаких препонов, натура, он звал к уходу от приземленное™ мирской жизни. В противоположность ему Ду Фу близко к сердцу принимал
страдания простых людей, выступал обличителем социальных пороков. Ли Бо считается представителем романтического направления в поэзии, а Ду Фу — представителем реализма.
Вслед за танской поэзией идут сунские напевы «цы». «Цы» ведут свое начало от городских народных песен. Сохранив мелодию, поэты стали писать на нее слова. Поэтому в жанре «цы» существует множество «мотивов», отличающихся своеобразной ритмикой. Широкое распространение получило творчество по «заполнению» мелодий «цы» словами. Причем в художественном отношении «цы» постепенно достигли высокого уровня. Среди поэтов жанра «цы» большого мастерства достигли Су Ши, Син Цицзы, поэтесса Ли Цинчжао и поэт Люй Юн. Су Ши и Син Цицзы положили начало возвышенному стилю, преисполненному пафоса, а Ли Цинчжао и Люй Юн дали блестящие образцы изящных лирических «цы». Сунские «цы»
Иллюстрация к роману «Западный флигель». Аинастия Юань
по праву ставят в один ряд с танской поэзией. Взятые вместе они составляют наивысшее проявление китайского поэтического таланта. Образованные китайцы чрезвычайно высоко оценивают поэзию, считая, что она облагораживающе воздействует на душу человека. И в наши дни вряд ли найдется образованный китаец, не умеющий прочитать на память кого-нибудь из древнекитайских поэтов.
В отличие от западных поэтов в произведениях древнекитайских поэтов меньше экспрессии, они более сдержанны в выражении эмоций, не в манере китайских поэтов неприкрыто обнажать свои чувства, они предпочитают иносказательную форму, намеки. Эта манера отличает не только поэзию, но и другие виды искусства, например живопись. Хорошим считается стихотворное произведение, в котором «в ограниченном наборе слов кроется безгранично мысли». Нередко поэты прибегали к иносказательной форме, подменяя подлинных героев посторонними образами и предоставляя читателю расшифровывать глубоко спрятанную мысль. В целом китайской поэзии присущи лаконизм (чему способствует специфика китайской иероглифической письменности), строгий отбор лексики, прием иносказаний, соблюдение рифмы и ритма Эти особенности делают древнекитайскую поэзию весьма трудной для перевода на иностранные языки.
Древнекитайская поэзия — это литература лирическая. Что касается повествовательной литературы, то она появилась много позднее и успехи ее не идут в сравнение с лирической поэзией. У древних китайцев не появилось таких крупномасштабных героических эпосов, которые возникли у национальных меньшинств, проживающих на территории Китая. Китайское традиционное литературоведение причисляло к «истинно художественным произведениям» лишь поэзию и публицистические сочинения на философско-политические темы. Что же касается новеллистического жанра, то он не считался настоящей литературой, длинная короткая проза приравнивалась к народным байкам, которыми пробавлялись городские низы. Также не считалась истинной литературой драматургия и тем более тексты для эстрадных номеров. Таким образом, бурный расцвет прозы пришелся лишь на XVI— XVIII вв. Но и в этом жанре появились мировые шедевры. Это прежде всего четыре романа, составившие китайскую классическую прозу: «Троецарствие» (Ло Гуанчжун, 1330—1400 гг.), «Речные заводи» (Ши Найань, живший на рубеже династий Юань и Мин), «Путешествие на Запад» (У Чэнъэнь, 1500— 1582 гг.) и «Сон в красном тереме» (Цао Сюэцин, 1715—1764 гг.). Последний из перечисленных романов — «Сон в красном тереме» — считается лучшим в китайской прозаической литературе. Роман описывает историю трагической любви между героями романа, дает широкую картину быта в Китае эпох Юань и Мин. Современники выхода романа в свет говорили: «Все разговоры только и крутились вокруг «Красного терема», и даже удовольствие от любимой поэзии блекло».
Говоря в целом, в центре внимания китайских писателей и поэтов были политические и этико-философские темы, это обстоятельство связано с традиционным взглядом на поэзию как на средство духовного воспитания. Кроме того, на поэтов и художников большое влияние оказали даосские представления, превозносившие свободу духа и насаждавшие культ природы. Недаром значительная часть произведений литературы и искусства созданы на тему природы.