Живопись

Большинство китайских картин выполнялись тушью на бумагеу эта ліанера полу­чилараспространение, помимо Китая, также в Япо­нии. Пользуясь кистью и тушью, китайский худож­ник умело варьировал расположение штрихову то­чек и пятен и добивался большой выразительности. «Кисточка и тушь» (по-китайски «бимо») стали терминому обозначающим живопись вообще.

Китайские выдающиеся живописцы были, как правило у не профессионалам, и, а скорее любителя­ми. То были выходцы из имущего сословия, полу­чившие хорошее образование и наделенные разно­образными способностями: они умели играть на музыкальных инструментаХу превосходно играли в облавные шашкиу знали толк в каллиграфии и живописи. Сложившись как жанр в династию Сун, «живопись ученого сословия» заняла доминирующее место при династии Юань. Этот жанр получил также название «сеи» («картины грубой кисти»).RA Grani

Картина «Резиденция Дагуаньюань» (фрагмент), созданная по мотивам романа «Сон в красном тереме»

Картина «Богиня реки Когиуй со свитой» (фрагмент). Автор Гу Кайчжи (1470—1523 гг.) — представитель классического стиля «гунби»

Художники-ученые рисовали скорее не ради зара­ботка, а для того у чтобы выразить свое душевное состояние. Они мало заботились о тщательном вырисовывании деталей, обращая внимание глав­ным образом на создание в картине нужного рит­ма и атмосферы, помогающих выразить идею и настроение. Такие картины в большинстве своем написаны исключительно в черно-серо-белой цве­товой гамме, иногда с небольшим вкраплением ак­варельных красок. Вместо строгих линий здесь до­минируют размытые контуры. Тематика картин включала пейзаж («живопись гор и вод»), цветы и птиц. Живопись «сеи» оказала большое влияние на последующие поколения художников.

другим стилем является «гунби» («картины тонкой кисти»). Картины «гунби» отличаются тщательным выписыванием деталей, четкостью линий, яркостью красок, помпезностью. В манере «гунби» охотно рисовали придворные художники. Придворная живопись достигла своего апогея при династии Сун. При дворе был специально учреж­ден департамент живописи, придворным художни­кам присваивались официальные ранги в зависимо­

сти от уровня их мастерства. Одно время суще­ствовала даже учебная дисциплина «Живопись» и проводились экзамены с целью выявить талант­ливых художников.

В тематике китайских картин можно выде­лить три аспекта: портреты, пейзажи, цветы и птицы. На протяжении длительного времени в далеком прошлом портретная живопись была представлена главным образом изображениями святых и исторических персонажей, что диктова­лось воспитательно-познавательными целями. На портретах герои и святые выглядели строгими, благообразными, погруженными в себя, что отве­чало конфуцианским представлениям о благород­ных мужах. В XI в. в портретной живописи про­изошли переменыу круг тематики расширился, по­мимо святых и представителей знати, художни­ки стали рисовать также простых людей в обста­новке сельского и городского быта.

В конце XIII в. гюртретная живопись приходит в упадок, излюбленными темами живописцев стано­вятся пейзаж, цветы и птицы. Приверженцы жанра «цветы и птицы» рисовали, помимо цветов, также бамбук, камни, животных и птиц, насекомых и рыб, причем чаще всего композиция включала одновремен­но цветы и птиц. Тут сложилось два стиля: стиль, гюлучивший распространение среди придворных ху­дожников, отличался вычурностью, помпезностью, яркостью красок; для другого стиля, который пред­почитали художники-ученьїе, было характерно при­сутствие в картине тонкой атмосферы лиризма без излишнего пафоса и внешней красивости.

Картины на тему «горы и воды» занимают ис­ключительно важное место в китайской живопи­си, и влияние их огромно. Художники этого жанра, как правило, придерживались традиции «стихи —

Картина Тан Мня (1470— 1523 гг.) «Одинокая цапля на закате»

что живопись, а живопись полна поэзии», зародив­шейся еще в XI в. Главное, о чем заботились худож­ники, — это создать в картине лирическую ат­мосферу. Типичным было, например, изображать на заднем плане панораму гор, перерезанных ни­тью ущелья и уходящих вдаль, сбегающую ступе­нями к переднему плану горную гряду, водоем и рощу на его берегу. В дополнение изображались одна-две человеческие фигурки — рыбака или от­шельника. Вся картина навевала мысль о единстве человека и природы. Китайским картинам прису­ща многоплановость, но многоплановость эта ус­ловная, отсутствуют точно выверенная перспек­тива и объемность, характерные для картин за­падных художников.

Поскольку на китайских картинах все конту­ры нарисованы тушью, человеческие образы выгля­дят порою как бы «летящими», в таких картинах явно проглядывается ритмика танца. Китайские художники добивались сходства скорее в передаче общего настроя и характера персонажа, тогда как западные художники, любившие рисовать с нату­ры, придавали большое значение внешнему сход­ству с оригиналом и тщательной отработке де­талей. Китайские художники не гнались за внеш­ней красивостью персонажей, но обращали внима­ние на передачу выражения глаз, на позу и на дета­ли, способствующие выразить характер человека. 14 в картинах на тему «цветы и птицы» китайс­кие художники рисовали растения и фауну не ради их самих, а всегда вкладывали в изображаемое ка­кой-то идейный смысл. Например, излюбленные объекты рисования китайских художников-уче — ных — цветы сливы, орхидея, бамбук и хризанте­ма, они являются символами лучших человеческих качеств: мужества, верности, благородства и чис-

Картина «Редкостные птицы» Хуан Цюаня. Эпоха Пяти династий

тоты помыслов. Их называют «четырьмя благо­родными мужами». Изображая эти растения на своих картинах, авторы стремятся выразить вы­сокий полет мысли и благородство души.

В композиционном плане китайским картинам присуща размытая перспектива, тогда как в запад­ной живописи царит закон строго выверенной, сфо­кусированной перспективы. Хотя этот метод про­ник в Китай с Запада еще в эпоху Мин, но китайс­кие живописцы отнюдь не проявили к нему повы­шенного интереса, продолжая писать в своей тра­диционной манере. «На наших картинах, — гово­рил один западный художник, — мы берем лишь небольшой уголок пространства, и рисуем так, как если бы рисовали через просвет слегка приоткры­той двери. А китайцы дают на своих картинах необозримое пространство природы, так словно они, рисуя, вышли вообще за пределы помещения». Конечно, нельзя отрицать преимущества каждой из упомянутых манер изображения. Но несомнен-

ным является то, что метод рассеянной перспек­тивы открыл перед художниками возможность расширить рамки реально видимого пространства и дал больше свободы в изложении через живопись своего понимания мира.

Аругой особенностью композиционного постро­ения китайских картин является нарочитое ос­тавление на полотне незаполненного простран­ства. Например, на картине «Одинокий рыбак на берегу Ханцзян» известного художника Ма Юаня (династия Южная Суп) изображен челн и в нем рыбак с удочкой, причем все изображение занима­ет лишь небольшую часть полотна, оставляя большую часть пространства незаполненной. Эту манеру так и стали называть по имени Ма Юаня «угловая живопись Ма». В глазах художника и зри­теля «белые пятна» на картине — это неотъем­лемая часть композиции, как бы «картина в кар­тине», и наоборот, целиком заполненное полот­но выглядит в их глазах как «вызов традиции».

Неповторимая оригинальность китайских кар­тин состоит в том, что в большинстве своем каж­дая картина представляет собой синтез живопи­си, поэтического творчества, каллиграфии и искус­ства гравирования. На такой картине есть сопро­водительный стихотворный текст, выполненный каллиграфическим почерком, и оттиск печати ав­тора. Печать не только играет роль обозначения авторства картины, но сама по себе демонстри­рует мастерство резки, ибо, как правило, печати вырезались самим художником. Приступая к ри­сованию, художник уже имеет в голове композици­онный план, включающий место для стихотвор­ной надписи и печати. Таким образом, живопись, поэзия, каллиграфия и гравюра (печати) образуют единый художественный ансамбль.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru