Большинство китайских картин выполнялись тушью на бумагеу эта ліанера получилараспространение, помимо Китая, также в Японии. Пользуясь кистью и тушью, китайский художник умело варьировал расположение штрихову точек и пятен и добивался большой выразительности. «Кисточка и тушь» (по-китайски «бимо») стали терминому обозначающим живопись вообще.
Китайские выдающиеся живописцы были, как правило у не профессионалам, и, а скорее любителями. То были выходцы из имущего сословия, получившие хорошее образование и наделенные разнообразными способностями: они умели играть на музыкальных инструментаХу превосходно играли в облавные шашкиу знали толк в каллиграфии и живописи. Сложившись как жанр в династию Сун, «живопись ученого сословия» заняла доминирующее место при династии Юань. Этот жанр получил также название «сеи» («картины грубой кисти»).RA Grani
Картина «Резиденция Дагуаньюань» (фрагмент), созданная по мотивам романа «Сон в красном тереме»
Картина «Богиня реки Когиуй со свитой» (фрагмент). Автор Гу Кайчжи (1470—1523 гг.) — представитель классического стиля «гунби»
Художники-ученые рисовали скорее не ради заработка, а для того у чтобы выразить свое душевное состояние. Они мало заботились о тщательном вырисовывании деталей, обращая внимание главным образом на создание в картине нужного ритма и атмосферы, помогающих выразить идею и настроение. Такие картины в большинстве своем написаны исключительно в черно-серо-белой цветовой гамме, иногда с небольшим вкраплением акварельных красок. Вместо строгих линий здесь доминируют размытые контуры. Тематика картин включала пейзаж («живопись гор и вод»), цветы и птиц. Живопись «сеи» оказала большое влияние на последующие поколения художников.
другим стилем является «гунби» («картины тонкой кисти»). Картины «гунби» отличаются тщательным выписыванием деталей, четкостью линий, яркостью красок, помпезностью. В манере «гунби» охотно рисовали придворные художники. Придворная живопись достигла своего апогея при династии Сун. При дворе был специально учрежден департамент живописи, придворным художникам присваивались официальные ранги в зависимо
сти от уровня их мастерства. Одно время существовала даже учебная дисциплина «Живопись» и проводились экзамены с целью выявить талантливых художников.
В тематике китайских картин можно выделить три аспекта: портреты, пейзажи, цветы и птицы. На протяжении длительного времени в далеком прошлом портретная живопись была представлена главным образом изображениями святых и исторических персонажей, что диктовалось воспитательно-познавательными целями. На портретах герои и святые выглядели строгими, благообразными, погруженными в себя, что отвечало конфуцианским представлениям о благородных мужах. В XI в. в портретной живописи произошли переменыу круг тематики расширился, помимо святых и представителей знати, художники стали рисовать также простых людей в обстановке сельского и городского быта.
В конце XIII в. гюртретная живопись приходит в упадок, излюбленными темами живописцев становятся пейзаж, цветы и птицы. Приверженцы жанра «цветы и птицы» рисовали, помимо цветов, также бамбук, камни, животных и птиц, насекомых и рыб, причем чаще всего композиция включала одновременно цветы и птиц. Тут сложилось два стиля: стиль, гюлучивший распространение среди придворных художников, отличался вычурностью, помпезностью, яркостью красок; для другого стиля, который предпочитали художники-ученьїе, было характерно присутствие в картине тонкой атмосферы лиризма без излишнего пафоса и внешней красивости.
Картины на тему «горы и воды» занимают исключительно важное место в китайской живописи, и влияние их огромно. Художники этого жанра, как правило, придерживались традиции «стихи —
Картина Тан Мня (1470— 1523 гг.) «Одинокая цапля на закате»
что живопись, а живопись полна поэзии», зародившейся еще в XI в. Главное, о чем заботились художники, — это создать в картине лирическую атмосферу. Типичным было, например, изображать на заднем плане панораму гор, перерезанных нитью ущелья и уходящих вдаль, сбегающую ступенями к переднему плану горную гряду, водоем и рощу на его берегу. В дополнение изображались одна-две человеческие фигурки — рыбака или отшельника. Вся картина навевала мысль о единстве человека и природы. Китайским картинам присуща многоплановость, но многоплановость эта условная, отсутствуют точно выверенная перспектива и объемность, характерные для картин западных художников.
Поскольку на китайских картинах все контуры нарисованы тушью, человеческие образы выглядят порою как бы «летящими», в таких картинах явно проглядывается ритмика танца. Китайские художники добивались сходства скорее в передаче общего настроя и характера персонажа, тогда как западные художники, любившие рисовать с натуры, придавали большое значение внешнему сходству с оригиналом и тщательной отработке деталей. Китайские художники не гнались за внешней красивостью персонажей, но обращали внимание на передачу выражения глаз, на позу и на детали, способствующие выразить характер человека. 14 в картинах на тему «цветы и птицы» китайские художники рисовали растения и фауну не ради их самих, а всегда вкладывали в изображаемое какой-то идейный смысл. Например, излюбленные объекты рисования китайских художников-уче — ных — цветы сливы, орхидея, бамбук и хризантема, они являются символами лучших человеческих качеств: мужества, верности, благородства и чис-
Картина «Редкостные птицы» Хуан Цюаня. Эпоха Пяти династий
тоты помыслов. Их называют «четырьмя благородными мужами». Изображая эти растения на своих картинах, авторы стремятся выразить высокий полет мысли и благородство души.
В композиционном плане китайским картинам присуща размытая перспектива, тогда как в западной живописи царит закон строго выверенной, сфокусированной перспективы. Хотя этот метод проник в Китай с Запада еще в эпоху Мин, но китайские живописцы отнюдь не проявили к нему повышенного интереса, продолжая писать в своей традиционной манере. «На наших картинах, — говорил один западный художник, — мы берем лишь небольшой уголок пространства, и рисуем так, как если бы рисовали через просвет слегка приоткрытой двери. А китайцы дают на своих картинах необозримое пространство природы, так словно они, рисуя, вышли вообще за пределы помещения». Конечно, нельзя отрицать преимущества каждой из упомянутых манер изображения. Но несомнен-
ным является то, что метод рассеянной перспективы открыл перед художниками возможность расширить рамки реально видимого пространства и дал больше свободы в изложении через живопись своего понимания мира.
Аругой особенностью композиционного построения китайских картин является нарочитое оставление на полотне незаполненного пространства. Например, на картине «Одинокий рыбак на берегу Ханцзян» известного художника Ма Юаня (династия Южная Суп) изображен челн и в нем рыбак с удочкой, причем все изображение занимает лишь небольшую часть полотна, оставляя большую часть пространства незаполненной. Эту манеру так и стали называть по имени Ма Юаня «угловая живопись Ма». В глазах художника и зрителя «белые пятна» на картине — это неотъемлемая часть композиции, как бы «картина в картине», и наоборот, целиком заполненное полотно выглядит в их глазах как «вызов традиции».
Неповторимая оригинальность китайских картин состоит в том, что в большинстве своем каждая картина представляет собой синтез живописи, поэтического творчества, каллиграфии и искусства гравирования. На такой картине есть сопроводительный стихотворный текст, выполненный каллиграфическим почерком, и оттиск печати автора. Печать не только играет роль обозначения авторства картины, но сама по себе демонстрирует мастерство резки, ибо, как правило, печати вырезались самим художником. Приступая к рисованию, художник уже имеет в голове композиционный план, включающий место для стихотворной надписи и печати. Таким образом, живопись, поэзия, каллиграфия и гравюра (печати) образуют единый художественный ансамбль.