В Древнем Китае театр как самостоятельный жанр искусства зародился значительно позже, чем в Греции и Индии. Древнекитайский театр насчитывает всего около 8 столетий своего существования.
Истоки театра лежат в древних музыкально-танцевальных представлениях. По мнению некоторых, театр — это по существу повествование с помощью вокала и танца. Другим истоком театра были комедийные номера придворных шутов. Шуты содержались при дворах князей и знати и предназначались для развлечения хозяев и гостей. Третьим истоком древнего театра можно считать выступления уличных певцов и сказителей. В эпоху Тан буддистские монахи в целях привлеченияhttp://visualcage.ru
(«женскиероли») такие изобразительные при-
Персонаж пекинской оперы «дань»
людей на свои проповеди устраивали публичные выступления в устно-песенной форме, содержанием которых были популярные притчи и истории. В эпоху Северная Сун по мере развития городских ремесел и торговли стали появляться «веселые дома» («васы»), в которых регулярно давались платные выступления певцов, сказителей, исполнителей на музыкальных инструментах, танцоров, акробатов, шутов и пр. «Васы» можно считать прообразом театра. В процессе обмена и синтеза различных прото — сценических жанров постепенно сложился комплексный сценический жанр, включавший
емы, как вокал, диалог, танцы, приемы борьбы ушу и пр., причем уже имелись либретто, определявшие содержание представления.
Эпоха Юань—Мин —
Персонаж «шэнъ» («мужские роли») — один из четырех основных амплуа пекинской оперы
«золотой век» в развитии древнего театра. Повсюду в Гсородах и селах давали платные представления небольшие труппы. Имелись частные труппы и на содержании богатых представителей чиновничества и знати. Появилась плеяда талантливых драматургов. Гу — ань Ханьцин — автор драмы «Обида Доуэ», Ван Шипу — автор «Западного флигеля», Тан Сяньцзу — автор «Леоновой беседки» и другие. Если в это время в фокусе внимания театральных деятелей было создание хороших либретто, то в период, последовавший за династией Мин, внимание театральных кругов сосредоточилось на совершенствовании сценических приемов.
В конце XVII в. в стране повсеместно появляются местные сценические жанры: в Хэбэе — «банцзы», в Аньхое и Хубэе — «хуанмэйси», в Шэньси — «циньцян», в Чжэцзяне — «юэцзюй». Эти жанры отличались друг от друга диалектом, манерой пения, оркестровой аранжировкой и пр. В наше время существует более 300 местных театральных жанров. В 1790 г. одна аньхойская труппа, выступавшая в жанре «хуэйцзюй», прибыла в Пекин. В столице представления труппы были хорошо приняты, эти
гастроли положили начало становлению нового жанра — «пекинской оперы» («цзинцзюй»). Жанр «цзинцзюй» вобрал в себя элементы многих местных жанров и постепенно занял одно из главных мест в китайском театре. О нем говорят как о «национальном китайском театральном жанре».
Для китайского театра характерно, помимо уже упомянутого комплексного характера, также условная символика и канонизация движений. Представления давались на открытой с трех сторон сцене, где не было занавеса и почти отсутствовали декорации. Зрителям перед началом представления было совсем необязательно знать, о чем пойдет речь в спектакле. Всю необходимую информацию они получали из реплик персонажей, как только актеры, появившись на подмостках, начинали петь, говорить или бороться. Поскольку детали де-
Персонажи пекинской оперы «чоу» («комические роли»)
кораций существовали по большей части лишь в воображении актеров, то им приходилось прибегать к символике, например, когда по ходу действия надо было открыть дверь, то актер производил движение руками как если бы перед ним была настоящая дверь, и зрителю становилось вполне понятно, что персонаж открыл дверь. Так символически изображались, скажем, езда верхом на лошади (для этого в руках актера появлялся кнут, которым он взмахивал время от времени), плавание в лодке (в руках актера весло) и пр. Понимание такого рода символики не требовало от зрителя особого умственного напряжения, так как все движения, подобно описанным, были взяты из повседневной жизни. Символика позволяет постановщику вольно, с большой фантазией распоряжаться сценическим пространством и имеющимися в его распоряжении исполнителями. Скажем, персонаж на сцене делает пробежку по кругу — это означает, что он преодолел длительный путь, группа из нескольких воинов может означать могучую рать, ожидание на протяжении ночи укладывается в реальные несколько минут.
Канонизация движений подразумевает строгое соблюдение традиционных движений, символизирующих, например, что герой открывает окно, садится на коня, садится в лодку и т. п.
В сферу канонизации подпадают не только простые движения актеров, но и приемы различных сценических жанров, типология героев, музыкальное оформление и манера вокала, костюмы и пр. Для жанра «цзинцзюй» характерна красочная палитра масок, каждая из которых символизирует определенный тип характера персонажа. Красный цвет маски означает преданность и отвагу, черный цвет означает прямоту и искренность, белый цвет — коварство и интриганство. Таким образом, одного взгляда на маску персонажа достаточно, чтобы зритель составил представление о его характере.