Песенно-танцевальное искусство и цирк

Первоначально музыка, танцы и песенно-поэтическое творчество составляли неразрывное целое, но постепен­но песенно-поэтическое творчество выделилось в самосто­ятельную отрасль литературы, зато музыка и хореография так и остались неразрывными.Исследование рынка водонагревателей

Музыка и танцы в глубокой древности были элемента­ми, сопровождавшими церемонии жертвоприношений и императорских приемов, отличались торжественностью и ритуальным характером. Они служили средством утвер­ждения общепринятых правил этикета, наряду с прослав­лением правителя являлись выражением идеи строгой иерархии и социального порядка. Такая музыка называ­лась «яюе» («изящная музыка»). В эпоху Чжоу император и князья лично давали распоряжения, касающиеся содер­жания музыкально-танцевальных представлений, разме­ров оркестра, набора и количества музыкальных инстру-

Псрсонаж пекинской оперы «цзин»

(«роли мужественных или коварных’персонажей»)

Набор музыкальных инструментов «бяньчжун», обнаруженный в Суйсяне (пров. Хубэй)

ментов и т. п., требовали их неукоснительного исполнения. Лишь с приходом в упадок чжоуской династии, когда «официальный этикет был подорван и нарушены прави­ла ритуальной музыки», на дворцовые церемонии стали допускать народные музыку и танцы.

На протяжении длительного времени в Древнем Ки­тае господствующее место в музыкально-танцевальном искусстве занимали дворцовые музыка и танцы. При ди­настиях Хань и Тан, когда империя достигла небывалой мощи и оживленный характер приобрели экономичес­кие и культурные связи с другими странами, высокого уровня достигло и музыкально-танцевальное искусство. При дворе был учрежден специальный департамент по делам музыки и танцев, в обязанности которого входи­ло собирать народные песни и танцы, готовить испол­нителей, курировать и вносить усовершенствования в порядок музыкально-танцевального дела, одним словом, способствовать его расцвету. Танский император Сюань — цзун (годы правления 712—756 гг.), большой любитель музыки, самолично ее сочинял и вел в саду Лиюань уро­ки музыки, число слушателей которых доходило до не­скольких сот. Сад Лиюань считается первым в Китае им­ператорским музыкально-танцевальным училищем. Му­зыка эпохи Тан оказала большое влияние на последую­щее развитие древнекитайской музыки и поэзии. Одним из примеров такого влияния служит музыкально-поэти­ческий жанр «цы», возникший на основе танских песен и занявший при династии Сун место одного из главных направлений поэзии.

Начиная с XIII в. на важное место культурной жизни Китая выдвигается театр, музыкально-танцевальное искус­ство как самостоятельный жанр утрачивает свое былое значение, но в качестве неотъемлемого элемента театраль-

Картина «Очарование музыки», автор — сунский император Чжао Цзи

Погребальные фигурки музыкантов

ных представлений оно сохранило свои закономерности развития.

Что касается музыкальных инструментов, то в Китае они зародились в глубокой древности и пережили длитель­ную эволюцию. В эпоху Западная Чжоу было известно более 70 видов музыкальных инструментов. Они изготов­лялись из металла, дерева, бамбука, шелка и других мате­риалов (всего насчитывается 8 разновидностей материа­лов). В ту же эпоху появился и инструмент «бяньчжун» (набор бронзовых колоколов). При раскопках могильни­ка 2300-летней давности на территории уезда Суйсян пров. Хубэй был извлечен гигантский «бяньчжун», в кото­ром насчитывается 65 колоколов разного размера, подве­шенных на трех параллельных перекладинах, укреплен­ных на бронзовой раме высотой 3 м. Все колокола разде­лены на 8 групп по высоте издаваемого звука. Музыкаль­ный регистр «бяньчжуна» охватывает 5 октав и 12 полу­тонов, на нем можно исполнять любые музыкальные про­изведения. В том же могильнике находились барабан, цит­ра, гусли, язычковый инструмент «шэн», многоствольная флейта «пайсяо», всего 27 инструментов. Недаром за этим могильником закрепилось название «подземный музы­кальный клад».

Музыкальные инструменты Древнего Китая можно разделить на две группы: щипковые и духовые. К щипко­вым относятся гусли «чжэн», лютня «пиба», «шэн», флей­та. Самые ранние инструментальные ансамбли были со­ставлены из исполнителей на гуслях и многоствольной флейте, они аккомпанировали в танцевально-песенных номерах, а позднее стали выступать самостоятельно.

Щипковые инструменты преобладали в Южном Китае, их звучание отличалось мелодичностью и большим изяще­ством, исполняемые пьесы были проникнуты живостью и оптимизмом. Как правило, число исполнителей в ансамбле было невелико, в предельном случае их было всего двое: один играл на струнном инструменте «эрху», другой — на флейте. Оркестры духовых инструментов были значитель­но многочисленнее, причем в их состав входили и ударные инструменты, такие оркестры давали представления под открытым небом и по случаю массовых мероприятий. Ударно-духовая музыка отличается мощью и создает праз­дничную атмосферу ликования. В Северном Китае особен­но популярно исполнение на духовых инструментах, тогда как в Южном Китае предпочтительнее игра на ударных — барабанах и гонгах. Музыка служила сопровождением и

обязательным элементом свадебных и похоронных обря­дов, религиозных церемоний, спортивных состязаний, двор­цовых приемов и пр. Однако не существовало традиции устраивать музыкальные концерты «ради самой музыки». Они вошли в обычай уже в наше время.

Народные танцы, в отличие от дворцовых, не были ско­ваны многочисленными ограничениями и носили непри­нужденный характер. Они получили распространение главным образом в деревне. Но и в городах по случаю праз­дников богатыми домами устраивались танцевальные представления. Отличительной особенностью древнеки­тайского хореографического искусства было сочетание элементов танца с акробатикой. Примером может слу­жить популярный номер «Танец с львами» с элементами эквилибристики и приемами борьбы ушу. Примечатель­но, что не в обычае ханьцев было прибегать к танцу как средству выражения эмоций, они предпочитали оставать­ся зрителями. Иное дело обычаи этнических групп на тер­ритории Китая. Как правило, все они были большими ма­стерами по части песен и танцев. Хорошо известны мас­совые тибетские танцы, в которых участники размахива­ют длинными рукавами кафтанов и ритмично притопы­вают; монгольские танцы с характерными, подрагиваю­щими движениями плеч и рук. Эти танцы выражают му­жество и размах души народа. В танцах монголов и каза­хов, привыкших к кочевому образу жизни, проглядыва­ются элементы верховой езды с галопирующим ритмом и нарочито резкими движениями исполнителей. У про­живающих в Южном Китае народностей чжуан и ли по­пулярны танцы «Сбор чая», «Молотьба риса», воспроиз­водящие привычные для народа трудовые навыки.

Археологами при раскопках древних захоронений были обнаружены изразцовые кирпичи эпохи Хань. Орнаменты, покрывающие эти кирпичи, изображают, в частности, пред­ставления скоморохов «байси» (включающие исполнение на музыкальных инструментах, вокал, танцы, цирковые номе-

Фреска эпохи Тан в Могаоских пещерах Дунъхуана

ра, фокусы, комедийные сценки и пр.). В отличие от запад­ных фокусников, прибегавших к шумовым и иллюминаци­онным средствам, древнекитайские фокусники работали почти без всякого реквизита, если не считать тонкого шел­кового платка, который в их руках претерпевал невероят­ные превращения. Судя по изображенным на изразцовых кирпичах исполнителям — эквилибристу, держащему на голове длинный шест, канатоходцу на канате, акробату, пры­гающему через обруч, цирковое искусство в Китае в те дале­кие времена уже достигло довольно высокого мастерства Традиционное китайское цирковое искусство требовало, чтобы исполнитель обладал сильными, тренированными тор­сом и ногами, а кроме того, умел удерживать значительную тяжесть на голове Популярными номерами были держание на голове шеста и других тяжестей, прыжки сальто и пр. Во времена Троецарствия была изобретена деревянная игруш­ка, имитирующая цирковые представления, которая приво­дилась в действие силой воды. Система колес и передач, приведенная в движение водой, в свою очередь заставляла дви­гаться танцовщиц, музыкантов играть на свирели и ударять в барабан, деревянного фехтовальщика размахивать мечом, эквилибриста выделывать на канате стойку и пр. Эта игруш­ка свидетельствует о популярности в народе циркового искусства, а кроме того, сама по себе являет образец высокого мастерства в механике.

Атрибуты, используемые в китайском цирковом искусстве, весьма своеобразны. Как пишет известный историк Джозеф Нидхэм, когда изобретатель воздушного шара француз Монгольфье (1740—1810 гг.) обдумывал конст­рукцию воздушного шара, на него произвел большое впе­чатление рассказ очевидца, побывавшего в Восточной Азии и наблюдавшего там эквилибристов, балансирующих на тонкой проволоке, помогая себе раскрытым зонтиком, который они держали в руке. Очевидно идея раскрытого зонтика как средства, помогающего сохранить равнове­сие в воздухе, немало помогла изобретателю в его работе. А ведь номер балансирования на проволоке с зонтиком в руках до сих пор является одним из популярных номеров программы китайского цирка.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru