«Сто школ» политической мыслисоответствие качества и цен при строительстве.
Периоды китайской истории, известные под названием «Весна и осень» и «Воюющие царства», были отмечены политической нестабильностью и междоусобными войнами, которые вели правители многочисленных княжеств и царств на территории страны. Однако этот смутный период оказался весьма плодотворным в развитии древнекитайской философской и политической мысли. Появились многочисленные мыслители, проповедовавшие собственные теории и создававшие свои школы. Возникла атмосфера свободных дискуссий и соперничества «ста школ». Наиболее влиятельными были четыре теоретических направления: учение Конфуция (конфуцианство), учение Моцзы, учение Лаоцзы (даосизм) и легизм. В центре внимания всех философских школ были проблемы создания хорошо организованного и процветающего общества.
Основатель конфуцианского учения Конфуций (Кун Цю, 551—479 гг. до н. э.) — выдающийся древнекитайский мыслитель, философ и просветитель, жил в эпоху Весны и осени. Он родился в царстве Лу (в Цюйфу совр. провинции Шаньдун). В раннем детстве он потерял отца, а в годы отрочества умерла мать. Трудно указать какого-то одного наставника, оказавшего решающее влияние на становление философских воззрений Конфуция, но известно, что учился Конфуций с большим рвением. «Если увижу троих прохожих, то хотя бы один из них годится мне в учителя», —
говорил он. Когда Конфуцию перевалило за пятьдесят, он занял официальный чиновничий пост в Лу. Однако его взгляды резко расходились с представлениями луских правителей, и он вынужден был оставить должность. Тогда он отправился в путешествие по разным царствам и везде, куда его заносила судьба, неустанно проповедовал свои идеи об управлении государством. К сожалению, его учение не смогло заинтересовать тогдашних власть предержащих, и на
Картина «Конфуций излагает суть своего учения» (фрагмент)
склоне лет Конфуций вернулся на родину, в Лу, где занялся систематизацией и приведением в порядок классических трудов древности, а также преподавательской работой.
Конфуций разработал систему нравственных норм поведения, центральное место в которой отведено концепции «человеколюбия» (жэнь). Согласно этой концепции люди должны возлюбить друг друга. Но как этого добиться? По Конфуцию, для этого надо, во-первых, посвятить себя целиком людям. «Помогай другим утвердиться в том, в чем хочешь утвердиться сам, помогай людям достичь того, о чем мечтаешь сам», — говорил он. Во-вторых, надо уметь ставить себя в положение другого. «Не делай в отношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой». Выше всего Конфуций ставил нормы этики «ли». «Ли» — это одновременно и нормы этики, и критерии общественной деятельности. По мнению Конфуция, народ следует воспитывать в духе высокой нравственности и соблюдения этических норм, тогда люди проникнутся любовью к ближнему, станет возможным поддерживать правильные взаимоотношения между старшими и младшими, проводить четкую грань между благородным и подлым, а это, в свою очередь, позволит поддержать устои семьи и порядок в обществе. Конфуций высоко ставил нравственность и приверженность принципам, но выражал пренебрежение к погоне за личной выгодой, подчеркивал важное значение нравственного совершенствования человека в деле укрепления государственного управления и порядка в Поднебесной. В аспекте государственного правления он выступал за политику, зиждящуюся на основах нравственности, в экономике ратовал за политику, учитывающую интересы народных масс, в судопроизводстве выступал сторонником превалирования методов нравственного перевоспитания над методами наказания.
После смерти Конфуция его школа распалась на несколько направлений. Наибольшим влиянием пользовались направление, которое возглавил Мэнцзы (372—
Настенный рисунок в храме Цинлунсы в провинции Шэньси, изображающий членов семьи, которые почтительно относятся к своим родителям
289 гг. до н. э.), и направление, возглавляемое Сюньцзы (313—230 гг. до н. э.). Мэнцзы считал, что человеку по природе присуще благонравие. Исходя из постулатов Конфуция о человеколюбии и управлении на основе нравственности, Мэнцзы выступал за «справедливое» правление, против деспотизма, ратовал за возвращение к древним традициям правления на основе «человеколюбия». Ему принадлежит высказывание, ставящее на главное место народ, на второе место государство и лишь на третье место монарха. При династии Хань учение Конфуция в том виде, как его трактовал Мэнцзы, было возведено в ранг официальной идеологии.
В отличие от Мэнцзы Сюньцзы считал, что человек от природы склонен к злу. Он выступал против суеверий, за — ставлявших людей верить в предопределение судьбы, в святых и нечистую силу. Развивая учение Конфуция об управлении на основе этикета и нравственных факторов, Сюньцзы признавал, что этикет и нравственные факторы будут полезны при упорядочении иерархических отношений, в то же время в политике он ратовал за сочетание этикета с законностью, за сочетание гуманных методов с методами репрессий. Поэтому впоследствии он легко сошелся с легистами. Показательно, что среди учеников Сюньцзы были Хань Фэй — виднейший представитель ле — гистской школы и законник Ли Сы, исполнявший обязанности премьера при императоре Цинь Шихуане.
Моцзы (468—376 гг. до н. э.) полагал, что главной причиной социальной конфронтации является отсутствие между людьми взаимной любви. Поэтому он проповедовал любовь каждого ко всем независимо от степени родства и знакомства, выступал против проявлений недоброжелательства и агрессивности, против войн и захвата дру-
Ааосский храм на горе Тайшанъ (пров. Шаньдун)
fWt%Щ
Картина «Шесть отшельников»
гих государств. Моцзы стоял за бережливость, не одобрял дорогостоящие пышные ритуалы и обременительные правила этикета; выступал за назначение чиновников по их достоинствам, а не по принципу наследования; благожелательно относился к религии, в то же время подчеркивая важность конкретного изучения. Сторонники Маоц — зы не одобряли замкнутость семейного быта, ратовали за то, чтобы разбить рамки семьи. Однако эта концепция натолкнулась на решительное сопротивление сторонников традиционного сословно-родового уклада и была отвергнута правителями последующих поколений.
Основатель учения о Дао — Лаоцзы — был современником Конфуция. Важный вклад в развитие идей Лаоцзы сделал один из его последователей — Чжуанцзы (369— 286 гг. до н. э.). Сторонники учения о Дао выступали против жесткого администрирования, считая, что можно отлично управлять, прибегнув к «бездействию», то есть поступая согласно «естеству». Лаоцзы вынашивал мечту о «малом государстве с малочисленным населением», где люди непритязательны и довольствуются скромным существованием. Он и его сторонники выступали против достижений прогресса цивилизации, призывали к упрощению, абсолютной свободе человеческой личности; они с неприязнью относились к мирским авторитетам. На протяжении длительной истории даосизм сохранил широкое влияние в умах китайцев, служа как бы дополнением к конфуцианству. Призыв к «возврату к природе» был довольно модным среди интеллигенции, поэтов, художников и чиновничьего сословия «дафу». Нередкими были случаи, когда те из указанных прослоек, кто разочаровался в карьере или по другим причинам, добровольно обрекали себя на отшельничество, воспринимая образ жизни на лоне природы подальше от благ цивилизации.
Представителем школы легистов был Хань Фэй (280— 233 гг. до н. э.). В отличие от приверженцев Конфуция, ратовавших за то, чтобы управлять народом путем воспитания его в духе соблюдения этикета и нравственных норм, легисты выступали за сильную монаршую власть и управление на основе законов. Тут, конечно, речь шла о тоталитарном законодательстве. По мнению легистов, от монарха вовсе не требовались особый талант и высокая нравственность. Он должен был лишь обнародовать законы. Что касается проведения законов в жизнь, то тут требовалось, чтобы соответствующие ведомства придерживались принципов равенства перед законом всех независимо от социального положения, четкой позиции в разграничении поощрения и наказания, строгости в вынесении приговоров и неукоснительного соблюдения законов. Правовые органы должны быть наделены полномочиями, без чего невозможно усилить авторитет закона. По их мнению, нужно было создать целую систему рычагов политического воздействия, в том числе систему назначения чиновников и контроля над ними. Так как в ином случае существовала опасность превращения власти в конструкцию, не имеющую опоры и неспособную реально действовать. Идеи легистов оказали большое влияние при разработке политических установок правителями последующих поколений. Например, император Цинь Шихуан, взяв на вооружение эти идеи, сумел объединить все государственные образования на территории Китая, создав первое в истории Китая тоталитарное государство централизованной властью.