УЧЕНИЯ И РЕЛИГИИ

«Сто школ» политической мыслисоответствие качества и цен при строительстве.

Периоды китайской истории, известные под названи­ем «Весна и осень» и «Воюющие царства», были отмече­ны политической нестабильностью и междоусобными войнами, которые вели правители многочисленных кня­жеств и царств на территории страны. Однако этот смут­ный период оказался весьма плодотворным в развитии древнекитайской философской и политической мысли. Появились многочисленные мыслители, проповедовавшие собственные теории и создававшие свои школы. Возник­ла атмосфера свободных дискуссий и соперничества «ста школ». Наиболее влиятельными были четыре теоретичес­ких направления: учение Конфуция (конфуцианство), уче­ние Моцзы, учение Лаоцзы (даосизм) и легизм. В центре внимания всех философских школ были проблемы созда­ния хорошо организованного и процветающего общества.

Основатель конфуцианского учения Конфуций (Кун Цю, 551—479 гг. до н. э.) — выдающийся древнекитайский мыс­литель, философ и просветитель, жил в эпоху Весны и осе­ни. Он родился в царстве Лу (в Цюйфу совр. провинции Шаньдун). В раннем детстве он потерял отца, а в годы от­рочества умерла мать. Трудно указать какого-то одного на­ставника, оказавшего решающее влияние на становление философских воззрений Конфуция, но известно, что учил­ся Конфуций с большим рвением. «Если увижу троих про­хожих, то хотя бы один из них годится мне в учителя», —

говорил он. Когда Конфуцию перевалило за пятьдесят, он занял официальный чиновничий пост в Лу. Однако его взгляды резко расходились с представлениями луских пра­вителей, и он вынужден был оставить должность. Тогда он отправился в путешествие по разным царствам и везде, куда его заносила судьба, неустанно проповедовал свои идеи об управлении государством. К сожалению, его учение не смог­ло заинтересовать тогдашних власть предержащих, и на

Картина «Конфуций излагает суть своего учения» (фрагмент)

склоне лет Конфуций вернулся на родину, в Лу, где занялся систематизацией и приведением в порядок классических трудов древности, а также преподавательской работой.

Конфуций разработал систему нравственных норм по­ведения, центральное место в которой отведено концеп­ции «человеколюбия» (жэнь). Согласно этой концепции люди должны возлюбить друг друга. Но как этого добить­ся? По Конфуцию, для этого надо, во-первых, посвятить себя целиком людям. «Помогай другим утвердиться в том, в чем хочешь утвердиться сам, помогай людям достичь того, о чем мечтаешь сам», — говорил он. Во-вторых, надо уметь ставить себя в положение другого. «Не делай в от­ношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой». Выше всего Конфуций ставил нормы этики «ли». «Ли» — это одновременно и нормы этики, и критерии общественной деятельности. По мнению Конфуция, на­род следует воспитывать в духе высокой нравственности и соблюдения этических норм, тогда люди проникнутся любовью к ближнему, станет возможным поддерживать правильные взаимоотношения между старшими и млад­шими, проводить четкую грань между благородным и под­лым, а это, в свою очередь, позволит поддержать устои се­мьи и порядок в обществе. Конфуций высоко ставил нрав­ственность и приверженность принципам, но выражал пренебрежение к погоне за личной выгодой, подчеркивал важное значение нравственного совершенствования чело­века в деле укрепления государственного управления и порядка в Поднебесной. В аспекте государственного прав­ления он выступал за политику, зиждящуюся на основах нравственности, в экономике ратовал за политику, учиты­вающую интересы народных масс, в судопроизводстве выступал сторонником превалирования методов нрав­ственного перевоспитания над методами наказания.

После смерти Конфуция его школа распалась на не­сколько направлений. Наибольшим влиянием пользова­лись направление, которое возглавил Мэнцзы (372—

Настенный рисунок в храме Цинлунсы в провинции Шэньси, изображающий членов семьи, которые почтительно относятся к своим родителям

289 гг. до н. э.), и направление, возглавляемое Сюньцзы (313—230 гг. до н. э.). Мэнцзы считал, что человеку по при­роде присуще благонравие. Исходя из постулатов Конфу­ция о человеколюбии и управлении на основе нравствен­ности, Мэнцзы выступал за «справедливое» правление, против деспотизма, ратовал за возвращение к древним традициям правления на основе «человеколюбия». Ему принадлежит высказывание, ставящее на главное место народ, на второе место государство и лишь на третье мес­то монарха. При династии Хань учение Конфуция в том виде, как его трактовал Мэнцзы, было возведено в ранг официальной идеологии.

В отличие от Мэнцзы Сюньцзы считал, что человек от природы склонен к злу. Он выступал против суеверий, за — ставлявших людей верить в предопределение судьбы, в святых и нечистую силу. Развивая учение Конфуция об управлении на основе этикета и нравственных факторов, Сюньцзы признавал, что этикет и нравственные факторы будут полезны при упорядочении иерархических отноше­ний, в то же время в политике он ратовал за сочетание этикета с законностью, за сочетание гуманных методов с методами репрессий. Поэтому впоследствии он легко со­шелся с легистами. Показательно, что среди учеников Сюньцзы были Хань Фэй — виднейший представитель ле — гистской школы и законник Ли Сы, исполнявший обязан­ности премьера при императоре Цинь Шихуане.

Моцзы (468—376 гг. до н. э.) полагал, что главной при­чиной социальной конфронтации является отсутствие между людьми взаимной любви. Поэтому он проповедо­вал любовь каждого ко всем независимо от степени род­ства и знакомства, выступал против проявлений недобро­желательства и агрессивности, против войн и захвата дру-

Ааосский храм на горе Тайшанъ (пров. Шаньдун)

fWt%Щ

Картина «Шесть отшельников»

гих государств. Моцзы стоял за бережливость, не одобрял дорогостоящие пышные ритуалы и обременительные пра­вила этикета; выступал за назначение чиновников по их достоинствам, а не по принципу наследования; благоже­лательно относился к религии, в то же время подчерки­вая важность конкретного изучения. Сторонники Маоц — зы не одобряли замкнутость семейного быта, ратовали за то, чтобы разбить рамки семьи. Однако эта концепция натолкнулась на решительное сопротивление сторонни­ков традиционного сословно-родового уклада и была от­вергнута правителями последующих поколений.

Основатель учения о Дао — Лаоцзы — был современ­ником Конфуция. Важный вклад в развитие идей Лаоцзы сделал один из его последователей — Чжуанцзы (369— 286 гг. до н. э.). Сторонники учения о Дао выступали про­тив жесткого администрирования, считая, что можно от­лично управлять, прибегнув к «бездействию», то есть по­ступая согласно «естеству». Лаоцзы вынашивал мечту о «малом государстве с малочисленным населением», где люди непритязательны и довольствуются скромным су­ществованием. Он и его сторонники выступали против достижений прогресса цивилизации, призывали к упро­щению, абсолютной свободе человеческой личности; они с неприязнью относились к мирским авторитетам. На протяжении длительной истории даосизм сохранил ши­рокое влияние в умах китайцев, служа как бы дополне­нием к конфуцианству. Призыв к «возврату к природе» был довольно модным среди интеллигенции, поэтов, ху­дожников и чиновничьего сословия «дафу». Нередкими были случаи, когда те из указанных прослоек, кто разоча­ровался в карьере или по другим причинам, добровольно обрекали себя на отшельничество, воспринимая образ жизни на лоне природы подальше от благ цивилизации.

Представителем школы легистов был Хань Фэй (280— 233 гг. до н. э.). В отличие от приверженцев Конфуция, ра­товавших за то, чтобы управлять народом путем воспита­ния его в духе соблюдения этикета и нравственных норм, легисты выступали за сильную монаршую власть и управ­ление на основе законов. Тут, конечно, речь шла о тотали­тарном законодательстве. По мнению легистов, от монар­ха вовсе не требовались особый талант и высокая нрав­ственность. Он должен был лишь обнародовать законы. Что касается проведения законов в жизнь, то тут требо­валось, чтобы соответствующие ведомства придержива­лись принципов равенства перед законом всех независи­мо от социального положения, четкой позиции в разгра­ничении поощрения и наказания, строгости в вынесении приговоров и неукоснительного соблюдения законов. Правовые органы должны быть наделены полномочиями, без чего невозможно усилить авторитет закона. По их мнению, нужно было создать целую систему рычагов по­литического воздействия, в том числе систему назначения чиновников и контроля над ними. Так как в ином случае существовала опасность превращения власти в конструк­цию, не имеющую опоры и неспособную реально действо­вать. Идеи легистов оказали большое влияние при разра­ботке политических установок правителями последующих поколений. Например, император Цинь Шихуан, взяв на вооружение эти идеи, сумел объединить все государствен­ные образования на территории Китая, создав первое в истории Китая тоталитарное государство централизован­ной властью.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru