Большинство религий мира резко враждебно относят — ся к другим религиям, претендуя на право монопольного властвования над душами людей. Однако в Китае вполне мирно уживаются самые различные религии. В Древнем Китае наряду с местными религиозными воззрениями получили распространение привнесенные извне буддизмДорожка из кирпича своими руками
Стенопись из пещер Могао в Дунъхуане (пров. Ганьсу)
(кстати сказать, буддизм, хотя и зародился в Индии, но тем не менее претерпел там немало гонений), ислам и христианство. При этом господствующей идеологией в Китае оставалось конфуцианство, которое, собственно говоря, не является только религией в узком смысле слова.
Для религиозных общин Запада характерны забота о чистоте своего учения, строгое соблюдение священного писания и устава, нетерпимость в отношении иноверцев и иного толкования святых догм. Не допускается, чтобы человек одновременно исповедовал две религии и даже внутри одной общины не допускается существование различных направлений и сект. По-иному обстоит дело в Китае. К вопросам веры здесь относятся с большой терпимостью. Допускается заимствование одной религией отдельных элементов из других вероучений. Такие взаимные заимствования можно обнаружить во всех трех важнейших религиях — даосизме, буддизме и конфуцианстве. В эпоху Тан явственно обозначилась тенденция
сближения этих трех религий. Эта тенденция продолжалась и в последующие династии. Не в обычае китайцев осуждать человека за то, что он одновременно верует в два вероучения, скажем, в даосизм и буддизм. В то же время он может быть и приверженцем Конфуция. Китайцы с одинаковым уважением относятся к святым указанных трех религий. На известной иконе «Святые трех миров (Земли, Неба и Человека)» изображены в один ряд основатель даосизма Лаоцзы, основатель буддизма Ша — кьямуни и основатель конфуцианства — Конфуций. Равное почитание основателей указанных трех религий означает равно уважительное отношение к самим этим религиям. Таким образом, не подлежит сомнению факт мирного сосуществования приверженцев разных религий.
Икона, изображающая святых конфуцианства, буддизма и даосизма (фрагмент)
Терпимость и готовность абсорбировать по отношению к
разным религиям, присущие китайской культуре, — явление в мире уникальное. Разумеется, такая абсорбция была небезусловной. Любая религия, доморощенная или пришлая, должна была приспособиться к китайским условиям, не должна была вступать в противоречие с образом жизни китайцев и политическим устройством. При выполнении этой пред
посылки китайские правители проявляли к чужим религиям большую терпимость, соглашались на предоставление им законного статуса, хотя сами они вовсе необязательно им симпатизировали. Можно сказать, что свобода совести зародилась и утвердилась в Китае с незапамятных времен.
Помимо веры в ту или иную религию, среди рядовых китайцев были широко распространены культ природы, культ предков, а также вера в добрых и злых духов. Официальные обряды поклонения Небу, Земле, Солнцу и Луне, которые возглавлял сам император, субъективно имели целью обеспечить преемственность государственного строя, порядок, мир и благополучие в стране. Также на официальном уровне проводились молебны и церемонии жертвоприношений в честь Конфуция. Что касается простого народа, то непременной деталью быта были ритуалы поклонения и жертвоприношений предкам. Ежегодно по случаю праздников делались подношения Богу ворот, Богу очага, Богу колодца, Богу земли и пр. У каждого бога была своя сфера покровительства. Были свои боги — покровители у каждого города, поселка, ремесленной отрасли. Ритуалы в их честь имели целью предотвратить бедствия, засуху, болезни и пр.