Сосуществование многих религий

Большинство религий мира резко враждебно относят — ся к другим религиям, претендуя на право монопольного властвования над душами людей. Однако в Китае вполне мирно уживаются самые различные религии. В Древнем Китае наряду с местными религиозными воззрениями получили распространение привнесенные извне буддизмДорожка из кирпича своими руками

Стенопись из пещер Могао в Дунъхуане (пров. Ганьсу)

(кстати сказать, буддизм, хотя и зародился в Индии, но тем не менее претерпел там немало гонений), ислам и христианство. При этом господствующей идеологией в Китае оставалось конфуцианство, которое, собственно го­воря, не является только религией в узком смысле слова.

Для религиозных общин Запада характерны забота о чистоте своего учения, строгое соблюдение священного писания и устава, нетерпимость в отношении иноверцев и иного толкования святых догм. Не допускается, чтобы человек одновременно исповедовал две религии и даже внутри одной общины не допускается существование различных направлений и сект. По-иному обстоит дело в Китае. К вопросам веры здесь относятся с большой терпимостью. Допускается заимствование одной религией отдельных элементов из других вероучений. Такие вза­имные заимствования можно обнаружить во всех трех важнейших религиях — даосизме, буддизме и конфуци­анстве. В эпоху Тан явственно обозначилась тенденция
сближения этих трех религий. Эта тенденция продолжа­лась и в последующие династии. Не в обычае китайцев осуждать человека за то, что он одновременно верует в два вероучения, скажем, в даосизм и буддизм. В то же время он может быть и приверженцем Конфуция. Ки­тайцы с одинаковым уважением относятся к святым ука­занных трех религий. На известной иконе «Святые трех миров (Земли, Неба и Человека)» изображены в один ряд основатель даосизма Лаоцзы, основатель буддизма Ша — кьямуни и основатель конфуцианства — Конфуций. Рав­ное почитание основателей указанных трех религий оз­начает равно уважительное отношение к самим этим религиям. Таким образом, не подлежит сомнению факт мирного сосущество­вания приверженцев разных религий.

Икона, изображающая святых конфуцианства, буддизма и даосизма (фрагмент)

Терпимость и го­товность абсорбиро­вать по отношению к

разным религиям, присущие китайской культуре, — явление в мире уникальное. Ра­зумеется, такая абсор­бция была небезуслов­ной. Любая религия, доморощенная или пришлая, должна была приспособиться к ки­тайским условиям, не должна была вступать в противоречие с об­разом жизни китай­цев и политическим устройством. При вы­полнении этой пред­
посылки китайские правители проявляли к чужим рели­гиям большую терпимость, соглашались на предоставле­ние им законного статуса, хотя сами они вовсе необяза­тельно им симпатизировали. Можно сказать, что свобода совести зародилась и утвердилась в Китае с незапамятных времен.

Помимо веры в ту или иную религию, среди рядовых китайцев были широко распространены культ природы, культ предков, а также вера в добрых и злых духов. Офи­циальные обряды поклонения Небу, Земле, Солнцу и Луне, которые возглавлял сам император, субъективно имели целью обеспечить преемственность государствен­ного строя, порядок, мир и благополучие в стране. Также на официальном уровне проводились молебны и церемо­нии жертвоприношений в честь Конфуция. Что касается простого народа, то непременной деталью быта были ри­туалы поклонения и жертвоприношений предкам. Еже­годно по случаю праздников делались подношения Богу ворот, Богу очага, Богу колодца, Богу земли и пр. У каждо­го бога была своя сфера покровительства. Были свои боги — покровители у каждого города, поселка, ремесленной от­расли. Ритуалы в их честь имели целью предотвратить бед­ствия, засуху, болезни и пр.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru