В середине VII в. в Китай проник ислам, в распространении которого сыграли большую роль арабские и персидские купцы. При династии Сун торговые связи Китая с арабскими странами стали еще более тесными, в торговых портах Цюаньчжоу и Гуанчжоу проживало немало арабов и персов. Некоторые осели в Китае, обзавелись семьями, вступив в брак с китаянками, в арабских кварталах они построили мечети, где совершали свои религиозные обряды, не встречая препятствий со стороны властей. Большой наплыв мусульман в Китай имел место и в начале XIII в., когда монголы развернули свои завоевательные походы. Среди мусульман были беженцы из Средней Азии, Персии, арабских стран. В эпоху монгольской династии Юань этих людей, исповедовавших ислам, стали называть «хуэй-хуэй».Декоративная штукатурка «Короед»
Фрески во дворце Юнлэгун в уезде Жуйчэн (пров. Шаньси)
Мечеть в Синьцзяне
Главными занятиями хуэй-хуэй были служба в армии и ремесленничество. По мере миграции их во внутренние районы страны шел процесс распространения мусульманства. В результате смешения хуэй-хуэй с хань — цами, монголами и другими народностями Китая появилась новая этническая общность — хуэйцзу. Хуэйц — зу стали главными социальными носителями мусульманской веры. Во времена Тан и Сун мусульмане жили обособленными самоуправляемыми общинами, внутри которых сохранялись традиционные, предписанные исламом, обычаи, не особенно заботясь о привлечении к своей вере населения соседних мест. Однако при династии Юань, когда религиозная пропаганда приняла характер общественной деятельности, мусульмане постепенно тоже стали вести пропаганду свое веры, что привело к усилению влияния ислама.
В Китае насчитывается десять нацменьшинств, исповедующих ислам Среди них хуэйцзу, уйгуры, казахи и др. Для этих народностей характерно наличие единой веры — обстоятельство, обусловившее сильную внутринациональную
ю*
консолидацию. Однако, с другой стороны, это обусловило обособленность, препятствовавшую распространению их влияния на основную массу населения Китая. В начале XX в. в обособленности указанных национальностей наступило ослабление, однако и до сих пор абсолютное большинство 17-миллионного населения 10 мусульманских нацменьшинств остаются приверженцами ислама.