КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ДОБРЫЕ ПРИМЕТЫ И ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

Праздникиhttp://polvam.ru

Народные праздники являются живым выражением национального духа и обычаев. В Китае с его многонаци­ональным населением у каждой этнической группы есть свои праздники, но все они в той или иной степени отме­чены влиянием традиционной китайской культуры.

Фрагмент картины, изображающей кометы.

Около 350 г. до н. э. Всего на картине запечатлены 29 комет

Во время праздника Весны, свадьбы и дня рождения китайцы вывешивают иероглиф «счастье», написанный на красной бумаге, а также бумажные вырезки

В отличие от Европы и Западной Азии, где большинство праздников имеют религиозное происхождение или нахо­дятся в связи с религиозными представлениями, а кроме того, часто сопровождаются религиозными отправления­ми, праздники в Китае, в частности ханьские праздники, по большей части не связаны с религией. Они связаны либо с сельскохозяйственными работами, либо с обычаем поми­новения предков, либо происходят от древних суеверных обычаев изгнания нечистой силы. Так, например, некото­рые праздники отражают закономерности жизни аграр­ного социума. Обряды поминовения и обычай собираться на праздник всей семьей отмечены явным влиянием древ­них обрядов жертвоприношений в честь предков, а кроме того, воплотили особенности китайской этики, всегда вы­соко ставившей семейное благополучие. Некоторые праз­дники произошли от обрядов изгнания нечистой силы и молений о ниспослании мира и благополучия.

Наступление ханьских праздников, играющих веду­щую роль в китайском социуме, определяется по сельс­кохозяйственному календарю.

Первое число первого месяца — начало нового года, в Китае именуется праздником Весны и является самым важным из праздников. Его содержание связано с празд­нованием по случаю хорошего урожая, изгнанием нечис­той силы и молением о ниспослании в Новом году благо­получия и удачи. В дни, предшествующие празднику, в до­мах проводится генеральная уборка, что означает проща­ние со старым и встречу Нового года. По обеим сторонам дверей вывешиваются парные надписи, выполненные на красных полосах бумаги, содержание которых состоит в пожелании счастья и благополучия. В крестьянских домах надписи выражают пожелание хорошего урожая, богатого приплода скота. В домах торговцев надписи выражают по­желание процветающей торговли и обогащения. Кое-где на створках дверей вывешивают изображение бога две­рей, который, по поверью, способен уберечь дом от нечи­стой силы и бедствий. На стенах внутри помещения рас-

Картина, запечатлевшая прием гостей по случаю праздника Весны. Династия Цин

клеивают новогодние лу­бочные картины, содер­жание которых посвя­щено надеждам на хоро­ший урожай, мир и бла­гополучие.

В канун Нового года вся семья собирается за праздничным столом, причем принято непре­менно дождаться мо­

мента его наступления. Для «изгнания нечистой силы»производили взрывы петард, которые первоначально изготов­ляли из бамбуковых ко­ленцев, помещая внутрь зажигательную смесь. Позднее стали делать хлопушки из картона и бумаги, начиняя их по­рохом. В последние годы во многих городах был введен запрет на хлопушки ввиду учас-

Во время праздника Весны по обеим сторонам дверей вывешиваются парные надписи, выполненные на красных полосах бумаги.

Этот обычай сохранился у китайцев до сегодняшнего дня

тившихся случаев травм

и вызываемого ими загрязнения окружающей среды. В дни праздника Весны принято делать подношения предкам, обходить дома родственников, близких, учи­телей и т. п. и выражать им поздравления и благодар­ность. В этом состоит один из важный элементов ки­тайского этикета. Устраиваются массовые гулянья, во время которых даются традиционные представления — танцы драконов, танцы львов, хороводы «янгэ», шествия на ходулях и пр.

15 числа первого месяца по лунному календарю, в пер­вое полнолуние китайского Нового года — праздник Юаньсяо. В этот день принято собираться всей семьей и устраивать пирушку. Обязательным угощением являют­ся «юаньсяо» — вареные клецки из рисовой клейкой муки со сладкой начинкой. Этот праздник называют также «праздником Фонарей», так как в этот день принято раз­вешивать бумажные разноцветные фонарики. Обычай развешивать фонари ведет начало с правления ханьского императора Минди — сторонника популяризации буддиз­ма, который отдал приказ в ночь Юаньсяо во дворце и в больших монастырях зажигать ритуальные фонари в честь Будды. Постепенно обычай зажигания фонарей распрос­транился и в народе. Сегодня популярным стало устраи­вать конкурсы на отгадывание фонарей — ребусов.

Примерно на 5 апреля (общепринятого календаря) приходится праздник Цинмин — начало одного из 24 сет зонов года по сельскохозяйственному календарю. С его на­ступлением начинаются посевные работы в деревне, вы­саживание деревьев-саженцев и пр. Цинмин — это так­же день поминовения усопших, когда люди едут на клад-

Картина «Минский император Сяньцзун справляет праздник Юаньсяо» (фрагмент)

бища, приводят в порядок могилы родных и близких. Цинмин является также сезоном, когда устраиваются массовые поездки на природу.

5-числа 5-го месяца по лунному календарю — праздник Дуаньу. По преданию 5 мая в древности был днем Драко­на Дракон слркил тотемным животным для жителей цар­ства, расположенного к югу от Янцзы, которые в этот день устраивали в его честь жертвоприношения. Живший в 3 веке до нашей эры видный поэт и общественный деятель Цюй Юань, занимавший важный пост при дворе, по наве­ту недоброжелателей попал в опалу и был сослан импера­тором в далекие края. Болея душой за судьбу государства, которому уготовили гибель приобретшие влияние подлые интриганы, и отчаявшись увидеть реализованными свои идеи государственного управления, Цюй Юань покончил с собой, бросившись 5-го числа 5-го месяца в волны реки Мило. Но память об этом великом патриоте сохранилась в народе, люди стали в его честь устраивать существующие и сейчас гонки лодок драконов и готовить «цзунцзы» (варе­ный рис, завернутый в листья тростника), то есть старый обычай приобрел новое содержание. Кроме того, посколь­ку с наступлением лета учащаются инфекционные заболе­вания, в ряде мест принято «изгонять порчу», для чего на притолоке дверей развешивают пучки целебных трав: аира, полыни и др., кроме того, окропляют пол водкой, настоян­ной на реальгаре, что отгоняет змей и насекомых.

15-го числа 8-го месяца по лунному календарю — праз­дник Середины осени. О его происхождении существует несколько легенд. Согласно одной из них обычай справ­лять день Середины осени ведет начало от празднеств в честь хорошего урожая, когда делались жертвоприноше­ния Богу земли. Согласно другой легенде в основе празд­ника лежит культ Луны. Существовали обычаи жертвоп­риношений Луне, до сих пор в ночь Середины осени при­нято любоваться полной луной и угощать гостей лунны­ми пряниками. Круглая луна, круглые лунные пряники —

Картина «Катанье на лодках-драконах». Династия Цин

все это олицетворяет для китаица единение в кругу семьи. Поэтому в такой день человек, оказавшийся на чужбине, особенно остро переживает свою оторванность от родных.

9 числа 9-го месяца по лунному календарю — празд­ник Двойной девятки. Китайцы, радуясь наступлению прохлады бабьего лета и пышно расцветшим кустам хри­зантемы, пьют вино, настоенное на лепестках хризанте­мы. Согласно поверью, цветки хризантемы целебны и про­длевают жизнь. Выходя на прогулку, прикалывают к пла­тью кизиловую веточку, способную отгонять насекомых.

Здесь мы рассказали лишь о ханьских праздниках. Что касается традиционных праздников национальных мень­шинств, то число их огромно и для их описания потребу­ется специальное исследование.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.

guangoy.ru