Жанры и формы художественной прозы

В Древнем Китае прозаическая литература развивалась главным образом в двух формах: исторического повествования и произведениях, говоря современным языком, политической публицистики: декларациях, речах, докладах трону, памфлетах и т. п. Если историческая литература писалась простым и даже сухим языком, то литература из области политической риторики отличалась цветистым и многословным стилем. Большое значение в ней имел прием структурного и смыслового параллелизма двух смежных фраз, так что все сочинение имело четко выраженный ритм.

Эта тенденция в послеханьское время привела к появлению «параллельной прозы» (пяньвэнь), в которой частично применялись рифмы и ассонансы, свойственные поэтическим произведениям. В эпоху раннего средневековья пяньвэнь стал основным языком собственно художественной прозы. Но в эпоху Тан неудовлетворенность чрезмерно насыщенной риторическими приемами «параллельной прозой» стало уже всеобщим. Усилиями известного ученого Хань Юя (768–824 гг.) и ряда других литераторов была возрождена «древняя словесность» (гувэнь), образцом которой служил стиль историков ханьского времени. В действительности призыв «вернуться к древности» маскировал создание новой прозы, свободной от условностей прежней литературы. Решительный выбор в пользу «древней словесности» сделали и лучшие литераторы сунской эпохи. Именно в стиле гувэнь написаны наиболее известные произведения таких жанров изящной прозы средневекового Китая, как эссе, письма, предисловия и пр.

Повествовательная проза в собственном смысле слова появилась лишь в раннее Средневековье и при явном влиянии буддизма. Посвящена она темам маргинальным и даже предосудительным с точки зрения конфуцианской традиции – чудесам, явлениям божеств и духов, путешествиям в загробный мир и прочей фантастике. Среди ранних памятников подобной литературы наиболее известен сборник Гань Бао (IV в.) «Записки о поисках духов».

К эпохе Тан традиция фантастических новелл развилась в особый жанр «рассказов о чудесах» (чуаньци), писавшихся языком «древней словесности». Большинство чуаньци представляют собой обработки народных легенд и преданий о чудесах, духах и удальцах, готовых встать на защиту справедливости. Но среди них есть и образцы собственно художественной прозы, созданной известными литераторами своего времени. Их сюжетами часто служат истории о романтической любви. Последнее и, по общему мнению, лучшее собрание «рассказов о чудесах», именуемое «Рассказы Ляочжая о необычайном», принадлежит кисти литератора Пу Сунлина (1640–1715 гг.) [25. С. 406].

С эпохи Тан предпринимались попытки приблизить вэньянь, или «книжный язык», к языку разговорному. Самая ранняя из них представлена произведениями в жанре бяньвэнь, или «упрощенных сочинений». Для произведений в этом жанре характерен развитой сюжет, ядро которого обычно заимствовалось из национальных легенд и преданий и, гораздо чаще, из буддийской канонической литературы. Как вся проза древности Китая, они имеют откровенно назидательный характер.

В XI–XVIII вв. широкое хождение в Китае имел еще один песенно-повествовательный жанр – хуабэнь, выросший из традиции устного народного сказа. Первоначально хуабэнь представляли собой своеобразный конспект, на основе которого строились импровизация сказителей и рассказчиков. Став уже чисто литературным жанром, хуабэнь продолжали имитировать форму устного выступления, что находит отражение в их лексическом своеобразии: использование живого разговорного языка, бытовой и нередко грубоватой лексики. В конце правления Мин жанр новелл на разговорном языке, получивших к тому времени название пинхуа, достиг вершины своего развития. Литераторы Фэн и Лин Мэнцзу составили в то время три сборника рассказов (в каждом сборнике имелось по сорок новелл). Избранные новеллы из этих антологий под заголовком «Удивительные истории древности и современности» получили широкое хождение при Циньской династии.

Со временем под влиянием традиции народного сказа складывались также большие циклы новелл, касающихся событий определенного времени или группы персонажей, и из этих циклов постепенно вырастали первые романы. Китайский роман – самый поздний по времени возникновения род повествовательной прозы. Он возник в XIV в., а в Цинскую эпоху пережил пик популярности. По содержанию романы распадаются на серию тематических направлений (исторические, авантюрно-приключенческие, бытовые, сатирические), для каждого из которых традицией выделяется его эталонный образец. Так, кисти Ло Гуаньчжуна принадлежит известный в Китае исторический роман – «Троецарствие» («Саньго яньи»), который вырос из традиции народного сказа и представляет собой литературное переложение истории соперничества претендентов на трон в последние годы царствования Позднеханьской династии. В одном из самых популярных романов – «Речные заводи» («Шуй ху чжуань»), повествуется о приключениях отряда удальцов при династии Сун. В романе много элементов фантастики, красочных описаний смертельных поединков и веселых пирушек. Его автором считается известный литератор Ши Найань.

В конце минской эпохи появляется бытовой роман. Эталонным образцом этого жанра является произведение – «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзин, Пин, Мэй». Автор этого произведения укрылся под псевдонимом «Ланьлинский насмешник», и личность его до сих пор не установлена. Действие романа происходит в столичном городе во время династии Сун, а его герой – богатый распутник Симэнь Цинь, идущий на любое преступление ради удовлетворения своей похоти. Роман насыщен натуралистически изображенными любовными сценами, что побудило власти запретить его, хотя, как все китайские романы, он не лишен нравоучительного пафоса: распутство Симэнь Циня в конце концов губит его дом.

В эпоху Цин появляется первый крупный сатирический роман – «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинъ ваиши»). Его автором был литератор из знатной, но обедневшей семьи У Цзинцзы, жившей в первой половине XVIII в. Роман представляет собой острую сатиру на нравы служилой знати империи. Его стиль свободен от условностей классической прозы и написан языком, близким к разговорному. Самый знаменитый роман циньского времени – «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн»), написанный в середине XVIII столетия Цао Сюэцинем. Главную сюжетную линию романа составляют отношения юноши Баоюя, наследника знатной и богатой семьи, с двумя его кузинами, предназначенными ему в невесты. Роман Цао Сюэциня проникнут пессимистическим настроением и окрашен в мистические тона. Это история крушения жизненных иллюзий, оставляющего человека один на один с темной пустыней «великой пустоты». Третий выдающийся роман циньского времени – «Цветы в зеркале» («Цзин хуа юань») был написан в начале XIX в. Ли Жучжэнем. В первой части романа описываются приключения героя в разных фантастических странах, во второй – мир бессмертных небожительниц и собрания талантливых женщин при дворе танской императрицы У-хоу [19. С. 340; 25. С. 407–409].

Вне каких-либо тематических классификаций находится «Путешествие на запад» У Чэньэня (1500–1582 гг.) – произведение, пользовавшееся и продолжающее пользоваться феноменальной популярностью в Китае. В нем явно просматривается влияние чань-буддистской традиции. В романе речь идет о паломничестве – путешествии в Западные края, обитель Будды, танского монаха и трех его помощников. Цель путешествия – освобождение сознания от пут страстей, искупление паломничеством своих прегрешений. Сам роман представляет собой сплав из местных мифов и легенд, древних псевдогеографических сочинений, буддийской назидательной и житийной литературы, объединенных увлекательным сюжетом, полным неожиданных поворотов, затейливых интриг, авантюрных моментов и комических сцен. Все это делает его непревзойденным шедевром всей китайской художественной прозы [6. С. 43; 19. С. 341].

Популярность жанра романа в старом Китае и его авторитет в наши дни не должны скрывать того факта, что роман выражал жизненные ценности, чуждые и даже враждебные идеалам классической традиции, и потому никогда не пользовался благосклонностью правящих верхов. Увлечение романами считалось по меньшей мере недостойным истинно ученого мужа, и редкий литератор осмеливался ставить свое имя на титульном листе столь «вульгарного» сочинения. С XVII в. немало романов (и пьес) попали в список запрещенных по причине их фривольного содержания. Отличие романа от классической прозы состоит именно в том, что здесь чувственная природа человека принимается как безусловная и неизменная жизненная данность. Отсюда свойственный романтическому мироощущению налет цинизма, жизненной философии тех, кто считает чувственное удовольствие реальностью человеческого существования.

Помимо поэзии и повествовательной прозы, китайская художественная литература знает еще один универсальный для мировой литературы род – драму, история развития которой проходила в контексте истории развития всего местного театрального искусства. Драматургия становится частью литературной традиции с XII–XIII вв., когда театр обретает первые устойчивые формы. Известны названия более семисот пьес, написанных в то время. Первыми китайскими драматургами, стяжавшими писательскую славу, стали Гуань Ханьцин, Бао По, Ма Чжиюань и Ван Дэсинь, автор знаменитой пьесы «Записки Западного флигеля», написанной по мотивам популярной средневековой новеллы. Наиболее известная пьеса Гуань Ханьцина – «Обида Доу Э» повествует о трагической судьбе целомудренной и смелой женщины, которая предпочла смерть бесчестью. В эпоху Мин драма стала уважаемым литературным жанром, в котором пробовали свои силы лучшие литераторы того времени. Наибольшую известность получили произведения Тан Сяньцзу (1550–1616 гг.) – драматурга, который вместе с романистами того времени исповедовал культ чувства. Главное произведение Тан Сяньцзу – пьеса в 55 действиях «Пионовый павильон» – романтическая история свободной любви, которая завершается торжеством банального конфуцианского домостроя – сюжет в своем роде типичный для китайской литературы [25. С. 410–411]. Помимо пьес о романтической любви в минском Китае создавались пьесы сатирического, авантюрного и волшебного содержания. В большинстве случаев они представляли собой переложения народных легенд и старинных новелл. К XVII в. классический театр уже приобрел свою законченную форму, в которой собственно драматический элемент был подчинен пению и хореографии. Поэтому дальнейшая история литературы не отмечена важными новшествами в области драматургии.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

guangoy.ru