Китай — родина чая. Китайцы первыми в мире стали разводить культуру чая, разработали технологию переработки чайного листа, заварки и т. п. В VIII в. Лу Юй (733— 804 гг.) написал свой «Трактат о чае», где изложил сведения о происхождении чая, культуре разведения, способе сбора и обработки чайного листа, а также привел рецепт заварки чая и описал набор посуды, необходимой для чаепития. То был первый капитальный труд, посвященный чаю, как в Китае, так и во всем мире.
В начальном периоде Западной Хань чаепитие получило распространение среди высшей аристократической знати. Между прочим, чай в качестве погребального предмета клали в могилы усопших богатых сановников, о чем свидетельствует извлеченный из захоронения Мавандуй в г. Чанша (пров. Хунань) список погребальной утвари. В эпоху Южных и Северных династий культура чая и обычай чаепития распространились в районах к югу от Янцзы, причем тогда же зародился обычай угощать гостей чаем В начале IX вю чай проник в Японию, а затем и в другие страны.
«Самые необходимые семь товаров в повседневной жизни: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай», — гласит китайская поговорка. То есть чай прочно вошел в народный обиход. Производство и торговля чаем стали важным источником поступлений госказны. В танскую эпоху был введен налог на торговлю чаем. Чтобы осуществить монопольное право на чайную торговлю, правительство стало открывать чайные торговые палаты. В империи Сун, когда участились случаи вторжения на китайскую территорию северных кочевых племен, сунские правители предприняли своеобразный обмен между севером и югом. Север должен был поставлять коней — для сунской армии, а в обмен юг и юго-запад, где было сосредоточено чайное производство, поставляли чай. Чай быстро обрел популярность среди скотоводческого населения севера
Картина «Чаепитие у подножия Ху эй гиань». /династия Мин |
благодаря способности чайного напитка хорошо действовать при переваривании жирной мясомолочной пищи, составлявшей повседневный рацион населения степей.
Чай не только утоляет жажду, но и помогает пищеварению, тонизирует умственную деятельность. О больших любителях чая говорят, что они готовы всю жизнь не прикасаться к вину, но не переживут, если хотя бы один прием пищи будет без чая.
Культура чаепития зародилась в Китае давно. Она включает как обязательный набор посуды и излюбленные сорта чая, так и процедуру заварки, розлива и целый кодекс правил. Будучи перенесенной в Японию, процедура чаепития «чадао» была еще более тщательно отработана и стала атрибутом утонченного времяпрепровождения с соблюдением строгого этикета.
В Китае чаепитие обрело подлинно всенародный характер, свидетельством чему являются имеющиеся повсеместно чайные. Различают четыре вида местных чайных: «цзин», «су», «юэ» и «чуань». В чайных «цзин» устраиваются представления эстрадных номеров. Обычай этот восходит к сунской династии. Посетители пьют чай и одновременно слушают притчи в исполнении актеров — чтецов, шуточные диалоги и т. п. В чайных «су» посетители за чашкой чая любуются окружающим пейзажем. Обычай этот появился в Сучжоу с появлением живопис — ных миниатюрных архитектурно-парковых ансамблей. Чайные «юэ», как правило, являются составной частью ресторанов. Во времена Тан и Сун они служили местом деловых бесед, где заключали сделки торговцы. Чайные «чуань» отличаются непритязательностью обстановки, здесь беседуют, играют в карты, шашки или мацзян. Для простого народа такие чайные служат местом препровождения досуга.
Каждая чайная — это миниатюрный слепок социума.
Среди художественной интеллигенции и подлинных ценителей чая распространено утонченное отношение к процедуре чаепития. Этому учат древние книги о чае. Требуется, чтобы помещение было убрано так, чтобы возникла изысканная атмосфера. Чай должен быть лучших сор-
Вчайной |
Эстампы,
изображающие
женщин,
заваривающих
чай.
Династия Сун
тов, для заварки лучше всего подходит ключевая вода Участники чаепития подбираются таким образом, чтобы их связывали общие интересы, например любовь к поэзии, вокалу, живописи, каллиграфии. Как правило, к чаю не принято подавать жирные блюда. Беспорядок в помещении, так же как грубая посуда, недопустимы, поскольку разрушают атмосферу гармонии и изысканности.