Что такое краудфандинг и как он работает?

Необязательно иметь стартовый капитал и дружественного инвестора, чтобы воплотить в жизнь идею фикс. Достаточно найти армию поклонников и попросить денег у них. Звучит немного странно, да? Александра СОРОКОВИКОВА выяснила, как работает краудфандинг

Сбор денег с обычных граждан для реализации чего бы то ни было не новость: Остап Бендер собирал средства на реконструкцию Провала, а парижская мэрия — на строительство Эйфе­левой башни. С тех пор мир шагнул далеко вперед и придумал, как сделать так, чтобы просить было удобно, а отдавать — приятно. Краудфандинг (crowd funding, народное финансирование) формализовал процесс и предложил несколько технологий, однако базовые принципы остались прежними: есть энтузиаст с великой идеей, которому не хватает денег, и неравнодушные люди, в чьих сердцах мечта находит отклик, и не забудьте про онлайн корпоративні тренінги для руководителей в России.

Как это работает, расскажет Инна Старожукова, большой специалист в этой области

Есть сайты, названия которых стали синонимом краудфандинга, например, Kickstarter и Indiegogo.

За исключением некоторых деталей принцип их действия cхож: инициатор проекта описывает идею, детально объясняет, как планирует ее реализовать, показывает предстоящие расходы и определяет срок кампании по сбору средств. Доноры, или «бекеры» (backer), отдают, сколько не жалко, и почти всегда получают что-то взамен. Что именно — зависит от сути проекта.

Например, если речь идет о съемках кино, жертвователей больших сумм могут пригласить на съемочную площадку, а тем, кто дал поменьше, пришлют режиссерскую кепочку или кружку с названием фильма. «Цена» каждого взноса определяется заранее, на этапе создания кампании: вы мне 5 долларов — я вам футболку, вы мне $50 000 — я вам приглашение в первый ряд на церемонию вручения «Оскара», когда фильм будет на него номинирован.

Этим, пожалуй, краудфандинг формально отличается от благотворительности, с которой его регулярно сравнивают. Здесь жертвователь получает какую-то осязаемую благодарность за совершенное действие. В прошлом году Kickstarter собрал $480 млн, и есть подозрение, что люди отдают свои средства в таком объеме не только из желания получить футболку или ручку с логотипом. Американские социологи считают, что главная мотивация для доноров — чувство причастности к чему-то большому и прекрасному. Люди отдают деньги на понравившиеся проекты, чтобы стать их частью и найти единомышленников. Не каждому хватит энергии и фантазии создать нечто важное, зато, объединившись, можно сделать много хорошего. В силу вступает принцип разделения обязанностей — одни фонтанируют идеями, другие помогают претворять их в жизнь.


Предыдущая статья
Следущая статья

Вернуться
guangoy.ru